В 2012 году в России вернулись прямые губернаторские выборы. Однако в некоторых республиках Северного Кавказа останется прежняя схема, когда главу субъекта Федерации выбирал региональный парламент.
Госдума во вторник приняла во втором чтении законопроект о праве регионов отменять выборы губернаторов. Как ожидается, в третьем чтении законопроект будет рассмотрен 22 марта, а в Совете Федерации – 27 марта.
Согласно законопроекту, если регион решит отказаться от прямых выборов, то партии, представленные в региональном и федеральном парламентах, получат право представить президенту России по три кандидата в губернаторы. Глава государства направит любые три из них на рассмотрение регионального парламента, который одного из них наделит губернаторскими полномочиями.
Право предлагать президенту кандидатов будет иметь постоянно действующий руководящий коллегиальный орган партии. Претендент к моменту внесения его кандидатуры президенту обязан закрыть счета и вклады за рубежом и продать ценные бумаги иностранных эмитентов. Партия должна будет представить сведения о расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению имущества и ценных бумаг, если сумма сделки превышает общий доход семьи за три года перед совершением сделки, а также об источниках средств на совершение сделки.
Не смогут быть кандидатами лица, когда-либо осужденные к лишению свободы за тяжкие или особо тяжкие преступления и имеющие неснятую судимость за преступления экстремистской направленности, сообщает РИА Новости.
Между тем, в Госдуме уверены, что лишь считанные регионы откажутся от прямых выборов губернаторов. "Я думаю, что никто не откажется, кроме Северного Кавказа", – уверяет вице-спикера нижней палаты Игорь Лебедев.
В свою очередь глава конституционного комитета Госдумы Владимир Плигин предполагает, что лишь незначительное число регионов все же откажется от прямых выборов губернаторов и вернется к избранию глав регионов в заксобраниях. По мнению Плигина такой институт, как губернаторские выборы, в целом сохранится в России. "Мы полагаем, что данный институт будет использоваться в российской политической практике, одновременно небольшое число субъектов РФ будут использовать данный институт с учетом определенных особенностей существующей ситуации в том или ином субъекте России", – отметил Плигин.