В Министерстве иностранных дел России прокомментировали судебное решение по делу лидера Cоциалистического народного фронта Альгирдаса Палецкиса, признанного виновным в отрицании "советской агрессии" в Литве. В МИД считают, что это судебное решение политизировано и искажает события 1991 года в Вильнюсе.
"Данное судебное решение подкрепляет политизированный и тенденциозный подход литовских властей к вильнюсским событиям 1991 года. Оно идет вразрез с международными обязательствами Литвы в области обеспечения свободы слова и играет на руку тем силам, которые пытаются фальсифицировать историю", – говорится в заявлении уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константина Долгова, опубликованном на сайте российского внешнеполитического ведомства, передает передает ИА "Росбалт"."Вызывает сожаление, что суд не стал опрашивать свидетелей событий в Вильнюсе 13 января 1991 года, которые подтверждали его слова "свои стреляли в своих", – добавляют в МИД.
Ранее расширенная комиссия из семи судей Верховного суда Литвы отклонила жалобу Палецкиса. В то же время, несмотря на то, что Верховный суд Литвы признал его виновным в связи с высказанным им мнением о трагических событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе, Палецкис считает, что выиграл дело в суде: ему удалось доказать, "что эта власть прячет – она является диктатурой".
Как сообщала деловая газета "Взгляд", преступление Альгирдаса Палецкиса выразилось в сделанном им в прямом эфире "публичном заявлении" о том, что (дословно) в ходе "январских событий" в Вильнюсе, "как сейчас выясняется, свои стреляли в своих". За это он был приговорен в июне к штрафу в десять тысяч 400 литов (чуть больше трех тысяч евро).
28 ноября суд вынес приговор за свидетельство о том, что гибель мирных жителей во время вильнюсских событий января 1991 года была не делом рук Советской армии, а провокацией местных националистов. По официальной версии, в ночь на 13 января 1991 года в Вильнюсе при захвате здания телерадиоцентра советские солдаты открыли огонь по безоружным горожанам, от их пуль (а согласно некоторым учебникам, и "от гусениц советских танков") погибли 13 мирных литовцев и один офицер группы "Альфа".
На свой процесс Палецкис привел 12 свидетелей, рассказавших, что они были у телебашни и видели, как люди падали после выстрелов с крыш окрестных домов, а вовсе не со стороны занятой "Альфой" телебашни. 56-летняя Дангуоле Раугаулене рассказала, что видела трассирующие пули, летевшие сверху, с крыши жилого дома № 37 по улице Судервес (ныне улица 13 января), и как от этих выстрелов падали стоявшие внизу люди. А некие молодые люди, по ее словам, намеренно подталкивали людей, среди которых была и Раугаулене, к тому месту, которое простреливалось.