Совет по правам человека при президенте России теперь будет формироваться открыто, с участием гражданского общества и путем голосования в Интернете – об этом стало известно 22 июня. При этом известии правозащитница Людмила Алексеева демонстративно вышла из Совета, отказавшись работать с людьми, которые будут утверждаться без ее согласия.
Демократы против демократии
До сих пор Совет при президенте России по правам человека и развитию гражданского общества формировался, по сути, кулуарно. Кандидатуры предлагал председатель совета – Михаил Федотов, они обсуждались в узком кругу коллег, а затем подавались на утверждение президенту.
Теперь, как рассказал на пресс-конференции Федотов, по инициативе администрации президента, все советы при главе государства будут формироваться демократическим путем, то есть открыто. В частности, членов в Совет по правам человека смогут предлагать некоммерческие общественные организации, затем по этим кандидатурам пройдет голосование в Интернете и тех, кто набрал наибольшее количество голосов, представят президенту.
Казалось бы, правозащитники должны приветствовать любую демократизацию процессов, даже если она несколько ущемляет их авторитарные права. Но это предложение вызвало массу возмущения. Узнав о нововведении, глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева на пресс-конференции заявила о своем уходе из Совета. Алексеева отказалась работать с людьми, за которых проголосуют через Интернет, а не она и ее проверенные коллеги. Более того, Алексеева заявила, что после победы Владимира Путина на президентских выборах стало "не модно" оставаться в этом Совете.
Выразила свое возмущение демократизацией формирования Совета и председатель комитета "Гражданского содействия" Светлана Ганнушкина. Впрочем, правозащитница вышла из Совета еще несколько месяцев назад.
Война правозащитников
Глава Совета по правам человека Михаил Федотов тоже недоволен новыми правилами, лишающими его абсолютной власти в Совете. Однако Федотов высказывается осторожнее, чем его коллеги, хотя и сетует, что "никого не волнует" тот факт, что он не согласен с новыми мерами. На вопрос "Дней.Ру", не собирается ли Михаил Федотов подать в отставку, раз его взгляды пошли вразрез с решением администрации президента (которой подчиняется Совет), правозащитник ответил отказом. "Почему бы не попробовать?" – говорит Федотов о перспективе работы с новым Советом.
При этом прямо на глазах у Федотова во время пресс-конференции его коллеги заявили о расколе и намерении создать альтернативную организацию. Это будет точно такой же Совет по правам человека, но без привязки к президенту страны. В новую общественную организацию, как заявили Алексеева и Ганнушкина, войдут все, кто в последние месяцы вышел из президентского совета, и часть тех, кто там еще остается. Впрочем, Федотов проигнорировал попытку коллег переделить правозащитное поле и увести за собой его соратников.
Характерно, что правозащитники используют милитаристскую риторику, говоря о своих намерениях. Объявляя о создании общественной организации, они заявили, что не собираются складывать оружия. Возмущаясь вмешательством общества в формирование Совета, Алексеева даже сравнила свою структуру с Генштабом – ведь сложно себе представить, чтобы его членов избирали путем прямого голосования в Интернете. Такие параллели неудивительны: российские правозащитники давно выступают в роли политиков и зачастую ведут информационную борьбу с властью, поддерживая оппозицию.
Такое смещение ценностей привело к тому, что правозащитники, так громко отстаивающие права человека и становление гражданского общества, устроили скандал, как только им самим пришлось столкнуться с гражданским обществом. Складывается впечатление, что они панически боятся сужения своих полномочий. Правозащитники берут на себя роль спикеров от имени общества и отказывают обществу в праве говорить самому за себя.