Россия не ставит перед собой цели ухода президента Сирии Башара Асада, сообщил глава МИД России Сергей Лавров. По его словам, власти ближневосточной страны должны отвести войска, но при ответных шагах оппозиции.
"Правительство, руководство Сирии сделало за последний год очень много ошибок прежде всего в том, что касается неадекватного реагирования на протестное движение, хотя среди мирных демонстрантов были вооруженные провокаторы, – сказал Лавров, выступая в Государственном университете в столице Армении. – Правительство Сирии явно запоздало с реформами, хотя закрывать глаза на то, что реформы все-таки внедряются, тоже было бы неправильно".
Он отметил, что, когда оппозиция заявляет, что единственным выходом из кризиса является уход президента Асада в отставку, это можно расценить как приглашение к кровопролитию. "Не потому, что кому-то нравится президент Асад и надо его сохранять у власти – по крайней мере, у России такой повестки дня нет", – добавил Лавров. По словам министра, те, кто выдвигает подобные требования, "либо наивны и думают, что заграница им поможет, либо это провокации".
Министр добавил, что Россия работает со всеми сторонами и убеждает всех в необходимости перехода к политическому урегулированию конфликта. При этом, по словам Лаврова, "Россия будет делать все, что от нее зависит, чтобы международное право уважалось не только на словах, но и на деле". "Мы согласны с тем, что правительство Сирии должно сделать первый шаг и дать приказ о начале отвода сил безопасности, армейских подразделений из населенных пунктов, но завершение этого отвода невозможно без встречных шагов со стороны тех, кто воюет с правительством, иначе это будет нереалистичный расчет", – цитирует главу российского внешнеполитического ведомства РИА Новости.
Он также подчеркнул, что ответственность за ситуацию в Сирии несет Совет Безопасности ООН, а не "группа друзей Сирии". "Мы исходим из того, что теперь, когда СБ ООН принял консенсусом решение на основе плана Кофи Аннана, теперь уже именно он отвечает за дальнейшее развитие событий, именно он будет оценивать, кто выполняет положения этого плана, а кто – нет", – констатировал Лавров.
Касаясь санкций в отношении Ирана, Лавров заверил, что их необходимо снимать после того, как эта страна убедит всех в мирном характере своей ядерной программы. "Подход "шестерки", выдвинутый несколько лет назад, подразумевает, что как только Иран убедит всех через верификацию МАГАТЭ в исключительно мирном характере его ядерной программы, он будет обладать всеми правами ядерного члена МАГАТЭ", – сказал Лавров.
Министр добавил, что если такое понимание есть, в этом случае все санкции с Ирана должны быть сняты. При этом Лавров подчеркнул, что Россия не приемлет попыток введения односторонних санкций против Ирана. "Считаем, что это не по-партнерски, если мы договариваемся действовать коллективно, то согласованная СБ ООН коллективная позиция, нельзя от них ничего отнимать, но и ничего не прибавлять", – отметил глава МИД России.
Еще одной темой, которую озвучил министр, стало принятие решения по статусу Каспия. "Решение, которое принимается без учета мнения всех Каспийских государств о том, как использовать Каспийское море, да еще и с участием объединения, в данном случае Евросоюза, который далеко расположен от этих мест, – это неприемлемо", – заявил он. Россия считает, что в решении вопроса по статусу Каспия "есть все основания для того, чтобы пять Каспийских государств решали без чьей-либо подсказки, без чьих-либо достаточно провоцирующих действий".
Статус Каспийского моря регулировался договорами 1921-го и 1940 годов между Советским Союзом и Ираном. Переговорный процесс по установлению нового правового статуса продолжается до сих пор, ряд стан заключили двусторонние соглашения. В июле 1998 года между Казахстаном и Россией были заключены Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, а в мае 2002-го – протокол к данному соглашению. 29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003-го заключены Соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря и протокол к нему соответственно. Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 года заключено Соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.