Россия и Украина не будут устраивать "политических игр" вокруг вопроса пребывания российского Черноморского флота в Крыму, считает глава МИД России Сергей Лавров. Кроме того, министр предупредил, что попытки пересмотра статуса Крыма крайне опасны.
"Очаковские времена, покорение Крыма – это все уже в прошлом. Президенты Ельцин, Путин, Медведев последовательно высказывались о статусе Крыма. У каждого из нас могут быть реминисценции, ностальгические воспоминания, но любой ответственный политик и нормальный человек должен понимать, что реанимация вопроса о принадлежности Крыма – это кровь, это никому не нужно", – сказал Сергей Лавров. Он добавил, что двойное гражданство России и Украины не противоречит российскому законодательству и позволяет рассчитывать на социальную поддержку Москвы.
Кроме того, он напомнил о том, что срок пребывания Черноморского флота России в Крыму продлен на 25 лет после 2017 года с возможной пролонгацией. Лавров указал, что таких дополнительных соглашений уже "подписано несколько десятков". "Бывают ситуации, в которых отсутствие договорно-правовой базы создает проблемы. Но у нас при нынешнем украинском руководстве есть абсолютное встречное понимание того, что нужно не пытаться какие-то политические игры затевать на фоне отсутствия детализации вот этих вот договоренностей, а профессионально, компетентно садиться и регулировать эти вопросы".
По его словам, Россия и Украина также достигли качественного прорыва по вопросу Керченского пролива. "По Керченскому проливу проблем нет, – цитирует министра РИА Новости. – Мы знаем, как урегулировать проблему Керченского пролива... Я по понятным причинам не буду вдаваться в детали – будет, надеюсь, в ближайшем будущем объявлено о достижении договоренности, которая охватывает во всеобъемлющем контексте все три компонента этой проблемы: Керченский пролив, Азовское море, Черное море".
Лавров подчеркнул, что урегулирование этого вопроса "может быть только комплексным". "Керченский пролив – жизненно важная артерия и для России, и для Украины. Это выход в Азовское море. В контексте геополитических рассуждений и телодвижений, которые связаны с углеводородами, с транзитным и иным потенциалом этого важнейшего региона, Азовское море, его режим правовой, конечно же, имеют значение", – указал министр.
Позиция Украины по урегулированию вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, заключается в том, что между бывшими советскими республиками – РСФСР и УССР – в Керченском проливе проходила административная граница. В 1999 году Киев в одностороннем порядке установил в проливе так называемую линию охраны государственной границы.
Россия считает, что в Советском Союзе административные границы между союзными республиками не устанавливались по акватории внутренних морских вод. Поэтому не было и нет никаких легитимных документов союзного или республиканского уровня, которые фиксировали бы линию разграничения в водах Азовского моря и Керченского пролива. В связи с этим Россия не может признать установленную украинской стороной в этих водах линию охраны госграницы. В Москве исходят из положения Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 2003 года, согласно которому эта акватория исторически является внутренними водами России и Украины. Поэтому Россия выступает за совместное использование Керченского пролива.