Накануне визита в Варшаву и встречи с главой Польши Брониславом Комаровским президент России Дмитрий Медведев дал интервью польским СМИ. В ходе беседы он рассказал о "перезагрузке" отношений между двумя государствами и о современной ситуации в России, а также дал собственную оценку исторических проблем Москвы и Варшавы.
Одной из главных тем беседы стала "перезагрузка" российско–польских отношений. "Я очень рад, что за последние месяцы мы приблизились к ситуации, когда мы действительно можем выйти на новый уровень отношений. Я бы не использовал этих терминов, которые уже и так несколько набили оскомину, типа "перезагрузки". Нам не нужно ничего перезагружать. Нам нужно открыть дорогу в будущее, сохраняя при этом все то лучшее, что связывало наши страны, наши народы, и стараясь давать адекватные оценки самым тяжелым страницам этой истории. Если мы таким образом поступим, то у российско-польских отношений будет хорошее и светлое будущее", – заявил российский лидер.
По его словам, Россию и Польшу связывает "достаточно сложная история", в которой были как темные, так и светлые страницы. При этом для правильного развития отношения между двумя государствами им необходимо "отделить историю от текущей жизни", но, вместе с тем, не забывать и уроков истории. "И каким образом найти гармоничный баланс между тем, чтобы помнить историю, делать определенные выводы из уроков истории и в то же время не превращаться в заложников этой истории – это самое сложное. Наверное, именно поэтому, к сожалению, этот баланс до последнего времени не удавалось найти", – уточнил президент.
В ходе разговора глава государства затронул и "катынское дело". "Мы сегодня можем принять такие решения, которые расчистят завалы прошлого и позволят развивать наши отношения совершенно по-иному. Я считаю, что мы действительно можем изменить будущее наших отношений при наличии доброй воли и доверия с двух сторон. За это преступление отвечает Сталин и его приспешники. И у меня есть соответствующие документы, которые были получены из так называемой "особой папки". Попытки поставить эти документы под сомнение, говорить о том, что их кто-то сфальсифицировал, это просто несерьезно. Это делается теми, кто пытается обелить природу режима, который создал Сталин в определенный период в нашей стране", – подчеркнул Медведев.
Рассказал Медведев и о своем отношении к авиакатастрофе, произошедшей под Смоленском, когда в рухнувшем самолете погиб президент Польши Лех Качиньский и еще 95 человек. "Я, знаете, наверное, навсегда запомнил эти минуты. Я просто не мог поверить в то, что это в принципе возможно. Вначале я подумал, что это какая-то ошибка. И как президент, и как обычный российский гражданин я чувствовал скорбь по поводу гибели большого количества людей. И наша задача, задача Российской Федерации, была в том, чтобы показать нашим польским коллегам, что мы, во-первых, действительно скорбим вместе с ними. И, во-вторых, что мы абсолютно открыты для расследования обстоятельств этой трагедии, потому что я понимал, что обязательно появятся те, кто будет выдвигать самые странные, парадоксальные гипотезы", – цитирует главу государства официальный сайт Кремля.
Помимо этого в ходе разговора российский президент коснулся и своей недавней встречи с лидерами стран НАТО. "Эта встреча может быть исторической, а по своему духу, по атмосфере она была исторической, особенно с учетом того, что мы имели два года назад. Но она может превратиться и во встречу не оправдавшихся надежд. Мы сумели "перезагрузить" отношения между Россией и НАТО", – уточнил глава государства, отметив, что одной из проблем до сих пор остается создание единой системы ПРО. "Я сформулировал соответствующую идею секторальной ответственности отдельных государств в рамках противоракетной обороны в Европе на саммите в Лиссабоне. И я очень жду, что мои партнеры самым внимательным образом изучат идею Российской Федерации", – добавил он.
Еще одной немаловажной темой в ходе беседы стало строительство газопровода "Северный поток". По словам Медведева, это проект можно назвать не только экономическим, но и политическим. "Если диверсификация источников энергоснабжения в Европе, гарантированная поставка энергоносителей из России – это политика, то тогда это политический проект. Наша задача заключается в том, чтобы при помощи этого проекта создать новую экономическую ситуацию для отношений между нашими странами, для отношений между Россией и Евросоюзом", – заключил президент.
Рассказал Дмитрий Медведев польским журналистам и о том, как развивается в последнее время Россия. "Я глубоко убежден в том, что демократия самым тесным образом связана с состоянием экономики. И для того чтобы Россия имела современную демократию, а мы только создаем основы демократического устройства в нашей стране, мне неоднократно об этом приходилось говорить, мы должны иметь современную, сильную, модернизированную экономику, основанную не только на нефти и газе, хотя это очень важные составляющие нашего экономического благосостояния. Наша экономика должна быть основана на инновациях, на новых технологиях", – подчеркнул он, отметив, что для создания современной экономики необходимо современное политическое устройство. В связи с этим президент указал, что "демократия невозможна в бедном государстве". При этом, по его словам, создание современной и развитой экономик невозможно без модернизирования политики, так как два этих направления тесно связаны друг с другом. А их синхронизация – задача крайне непростая. И в данный момент правительство занимается именно этим вопросом.
"Где мы сейчас находимся в смысле строительства правового государства? У меня нет никаких иллюзий. Мы находимся где-то в одном из начальных этапов этого строительства. Но надо признаться, что не мы одни строим современное государство, правовое государство с известными сложностями. Демократии не создаются за десять лет. В нашей стране никогда не было демократии. У меня нет иллюзий, нам еще предстоит пройти довольно значительный путь", – заявил президент.
В заключении интервью Медведев ответил на вопрос, который ему задавали уже неоднократно - собирается ли он баллотироваться на второй срок. "Я надеюсь, вы не такой оптимист, что ожидаете услышать, что я собираюсь сегодня объявить о том, что выставляю свою кандидатуру, потому что у нас нет избирательного процесса. Я уже говорил об этом: если ситуация в нашей стране будет нормальной и стабильной, если я буду иметь соответствующую поддержку от населения, я этого не исключаю. Но даже по так называемым суеверным соображениям, не говоря уже о соображениях политической практики, заранее об этом не объявляют. Я считаю, самое главное всегда – это сохранить преемственность власти и преемственность курса", – заключил российский лидер.