Согласно результатам, которые получила временная следственная комиссия по расследованию обстоятельств подписания газовых соглашений, срыв газовых переговоров в конце 2008 года произошел по вине украинской стороны.
"Доказано, что это была скоординированная деятельность по срыву контракта и провокации газового конфликта украинской стороной, и мы будем обращаться в генпрокуратуру для возбуждения уголовных дел", - заявила глава комиссии Инна Богословская, выступая с парламентской трибуны с предварительным отчетом комиссии в пятницу. Напомним, что в конце 2008 года НАК "Нафтогаз Украины" и "Газпром" были близки к подписанию соглашений о поставках газа и его транзите, однако буквально перед самым Новым годом переговоры были прекращены - глава "Нафтогаза" Олег Дубина получил команду возвращаться в Киев, не подписывая контрактов. В результате подобных действий украинской стороны в разгар зимы ряд европейских стран оказались на грани энергетического кризиса. Соглашения о возобновлении поставок российского газа были подписаны 19 января 2009 года, после того как к переговорному процессу подключились премьеры Украины и России Юлия Тимошенко и Владимир Путин. Тем не менее заключенные соглашения, позволившие разблокировать поставки российского газа в Европу, по мнению комиссии Верховной Рады, - "предательство национальных интересов" Украины. Сама же Украина, согласно результатам расследования, оказалась невиновной в воровстве российского газа. "Мы не подтверждаем факт кражи газа. Украина изъяла из трубы 52 миллиона кубометров российского газа, но они были возвращены в скором времени", - сказала Богословская. Парламент Украины не поддержал выводы временной комиссии.
Отметим, что Россия не раз заявляла о том, что вся ответственность за срыв поставок российского газа в Европу лежит на украинской стороне. "Мы считаем, что финальную юридическую ответственность за случившуюся проблему несет украинская сторона. На ней и должны быть локализованы возможные убытки", – подчеркнул президент России Дмитрий Медведев на состоявшейся накануне встрече со своим болгарским коллегой Георгием Пырвановым.