Михаилу Ходорковскому,
осужденному за неуплату налогов и мошенничество, назначили "новый срок" – срок выхода на свободу. Писатель Александр Проханов, "повращавшись в компетентных кругах", безапелляционно заявил: к осени Ходорковский будет на свободе. При этом голос Федеральной службы исполнения наказания тонет в общественном обсуждении деталей, не имеющих никакого отношения к закону.
Испорченный рупор
Ходатайство адвокатов Михаила Ходорковского об условно-досрочном освобождении приобрело мелодраматический оттенок после того, как было опубликовано письмо матери заключенного президенту Дмитрию Медведеву.
В октябре у Марины Филипповны и Бориса Моисеевича золотая свадьба. И Марина Ходорковская пишет главе государства: "Я Вас очень прошу: сделайте нам такой подарок, ну, сами знаете какой: чтоб сын наш в этот день сидел с нами дома за одним столом".
Александр Проханов называет фактически ту же дату. "Ходорковский в октябре выйдет на свободу", - заявил писатель в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Эту сенсационную новость сообщили Проханову "компетентные круги" с "совершенно серьезным выражением глаз и лица". Впрочем, писатель тут же признался, что информации из этих таинственных кругов не всегда можно верить: "Есть такие круги, которые знают все тайны или догадываются о многом. И туда меня иногда пускают, зная, что
я появляюсь в эфире "Эха Москвы", и используют меня как рупор этой информации или дезинформации".
На свободу без раскаяния?
На днях адвокаты Ходорковского действительно подали ходатайство об условно-досрочном освобождении их подзащитного. Теоретически Ходорковский имеет право на УДО, поскольку отбыл более половины своего 8-летнего срока.
На практике же для положительного решения нужно соблюдение целого ряда условий, о которых сейчас спорят адвокаты и представители системы исполнения наказания.
Так, нужно получить положительную характеристику на Ходорковского из Краснокаменской колонии, где отбывает наказание опальный олигарх, а также в анамнезе заключенного не должно быть административных взысканий.
У Михаила Ходорковского таких взысканий было четыре, но три из них адвокатам опального олигарха удалось опротестовать в суде. Кроме того, в статье 175 УИК РФ говорится, что при решении об условно-досрочном освобождении учитывается
раскаяние заключенного в содеянном.
Однако
Михаил Ходорковский своей вины не признает: "Никакой необходимости в моем содержании в условиях лишения свободы не было изначально, тем более ее нет в настоящее время".
Впрочем,
даже если ходатайства адвокатов Михаила Ходорковского будут удовлетворены, на свободу олигарх выйти не сможет. Уже сейчас он находится не в колонии, а в читинском СИЗО в рамках расследования еще одного уголовного дела. Михаилу Ходорковскому и его коллеге Платону Лебедеву инкриминируется легализация 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиарда долларов в период с 1998 по 2004 год.
Есть в арсенале защитников и еще один прием. Адвокат Ходорковского Юрий Шмидт заявил, что его подзащитный может написать обращение о помиловании в адрес Дмитрия Медведева.
Судя по всему, политтехнологические рычаги регулирования правового поля все еще кажутся отдельным гражданам страны самыми эффективными и уместными. Видимо, до тех пор, пока общество будет считать письма матери президенту, юбилей родительской свадьбы или политические торги достаточным поводом для досрочного выхода преступника из тюрьмы, правовое сознание граждан не придет в норму. И жить общество будет по тем самым политическим и пиаровским понятиям, а не по закону.