Осенью резко возросла активность различных политических сил. Не остались в стороне и профессиональные российские правозащитники.
В последнее время лидеры некоторых правозащитных организаций, например Московской Хельсинкской группы (МХГ), движения "За права человека" и ряда других, проводят пресс-конференции и мероприятия, используя громкие, а порой и скандальные темы.
Еще весной
профессиональные общественники встали на защиту представителей сексменьшинств, участников "маршей несогласных" и даже нацболов. Летом правозащитники
попытались выступить на стороне "крестьян". Пресс-конференция, посвященная проблеме захвата колхозных угодий черными рейдерами, оказалась несколько неудачной: общественники были явно не в теме, и приглашенные на мероприятие организации, борющиеся за права земельных пайщиков, не спасли ситуацию. Исполнительный директор движения "За права человека" Лев Пономарев, говоря о дискриминации сельских жителей, подчеркнул, что правозащитники "с переменным успехом" защищают крестьян уже четыре года. Однако отвечая на вопрос о состоянии столичных агрохолдингов, Пономарев продемонстрировал слабое знание темы и перевел беседу в другое русло. Подводя итог в выступлении, лидер движения "За права человека" открыто озвучил позицию, почему общественным объединениям понадобились обманутые крестьянские дольщики. Правозащитникам важно "получить поддержку", сказал Пономарев, обращаясь к СМИ.
В начале сентябре
правозащитники продолжили поддерживать мэра Архангельска Александра Донского, в отношении которого заведено уголовное дело. На прошедшей в Москве пресс-конференции под названием "Не стремитесь в президенты – окажетесь за решеткой" чиновника, обвиняемого в занятии коммерческой деятельностью на государственном посту, назвали "политическим заключенным", а уголовное дело - "высосанным из пальца". Руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева произнесла длинную речь в защиту мэра, в которой преследование чиновника связала с выборами. "Мэр Донской – единственный из мэров, кого начали преследовать после того, как он заявил, что собирается баллотироваться в президенты", - сказала Людмила Алексеева.
Несмотря на то, что в стране огромное число беженцев, людей, пострадавших от произвола чиновников, жертв строительных пирамид и точечной застройки, оказывать помощь этим категориям населения общественникам не так выгодно. Заранее известно, что выступления не получат ожидаемого резонанса и не принесут никаких дивидендов. Чего не скажешь об отстаивании интересов авторитетно-состоятельных людей, таких как Донской или фигуранты "дела ЮКОСа" Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, Алексей Пичугин. А посему легко предположить, отчего проблемы обездоленных граждан оказались за правозащитным "бортом".
Между тем права жильцов многоквартирных домов правозащитники собирались защищать в составе нового движения "Жилищная солидарность". Пока же известные общественники не переквалифицировались в экспертов по жилью. Да и в этом начинании лозунги омбудсменов вышли далеко за рамки жилищной темы и замахнулись на большую политику: "От сохранения жилища до сохранения и укрепления России!", "Кто хозяин дома – тот хозяин города!", "Реформу ЖКХ – в интересах москвичей, а не чиновников!", "Средства ЖКХ – под контроль собственников дома!", "Коррупционеров ЖКХ – к ответу!".
Сейчас представители правозащитных организаций оказались в оргкомитете очередного "марша несогласных", который хотят провести в Москве в октябре. Не секрет, что у немногочисленных акций "Другой России" мало общего с правозащитной деятельностью. Уже состоявшиеся в разных городах, они были рассчитаны на провокации и разжигание конфликта в обществе перед выборами в Госдуму и президента России.