Мар
ши "несогласных", прошедшие в четырех российских городах с 9 по 12 июня, показали, что агрессия "Другой России" обернулась на нее саму. "Несогласные", не добившись политических результатов, начала пожирать сами себя.
"Другая Россия" передралась раньше президентского срока
Оказалось, что больше всего "несогласные" не согласны друг с другом. В итоге
уличный проект "Другой России" рассыпался, закрыв драматический сезон неудачным выездом в Мурманск и Екатеринбург.
"Несогласные" ушли не на каникулы, а в утиль, как не оправдавший себя проект
Первый марш состоялся 9 июня в Санкт-Петербурге по случаю Международного экономического форума, второй – 11 июня в Москве, накануне государственного праздника, а третий и четвертый – 12 июня в Мурманске и Екатеринбурге.
Нет смысла подробно писать об этих акциях, поскольку для того, чтобы составить свое мнение о количестве и качестве участников маршей, их лозунгах и манере поведения, достаточно прочитать репортаж о любой из прошедших ранее акций. Разница лишь в том, что с каждым разом количество участников уменьшается, а ОМОН учится правильно реагировать на провокации "несогласных", благодаря чему марши проходят все менее броско и совсем не фотогенично.
История государств и отдельных политических образований знает немало примеров, когда внутренние распри забывались перед более значимой, нежели выяснение отношений, цели. Собственно, именно таким путем и делались революции. Распри, само собой, потом возвращались, начинался передел завоеванных высот, что и породило явление "революции, пожирающей своих отцов". "Несогласные" начали делить шкуру не то что не убитого, но даже не знающего о существовании "Другой России" медведя, переругавшись еще до выдвижения своих кандидатов в президенты.
У российской оппозиции был шанс объединиться накануне истечения второго президентского срока Владимира Путина. По большому счету, борьба за высший пост в стране – достаточно убедительный повод для того, чтобы хотя бы год не устраивать публичные скандалы и выяснения отношений. Видимо, именно на амбициозность и жажду власти новых лидеров оппозиции – Гарри Каспарова, Михаила Касьянова и Эдуарда Лимонова рассчитывали вдохновители, создатели и спонсоры "Другой России", выводя на российский рынок этот политически эклектичный продукт. Но они недооценили их природную склочность и бездумное желание поиграть в "царя горы", не взирая на цену этих игр.
Либерал нацболу не товарищ
В итоге экс-премьер Михаил Касьянов откололся от "Другой России" еще несколько недель назад, предпочтя
обособленый путь выдвижения в президенты вместо братания с разрушителями репутации из запрещенной национал-большевистской партии.
Еще один либерал, лидер партии "Гражданская сила"
Михаил Барщевский называет Лимонова и ему подобных маргинальных политиков "нерукопожатными" людьми, исключая возможность коалиции с ними. Подобных взглядов придерживается и СПС во главе с
Никитой Белых.
Григорий Явлинский уже открыто призывает своих сторонников игнорировать уличные вылазки "Другой России", а
Ирина Хакамада, посетившая пару маршей, давно перестала принимать в них участие.
От "Другой России" дистанцировался даже лидер "Трудовой России" Виктор Анпилов.
Ряды лидеров того, что оппозиционные СМИ излишне оптимистично называли "коалицией", заметно поредели. Сказалась ли борьба "панов" на настроениях рядовых участников акций? Оказалось, что у них еще больше претензий друг к другу.
На прошлых маршах "несогласных"
ветераны из КПРФ с отвращением смотрели на стилизованную свастику нацболов, Лимонов протестовал против выступления коммунистических лидеров, а
демократы недоумевали по поводу ностальгии лимоновцев по СССР.
Во время последних четырех серий выступлений, идеологический конфликт достиг своего апогея. Обозреватель либерально-оппозиционного радио "Эхо Москвы"
Ксения Ларина, придя на московскую версию марша "несогласных", сделала вывод, что ошиблась адресом .
"Не понимаю, почему я должна кричать "Россия все, остальное -ничто!". Не понимаю,
почему должна слушать бред про великий СССР и прочую хренотень из уст полуграмотных крикливых мальчиков. Не понимаю, почему должна аплодировать Лимонову, Удальцову и прочим вполне себе харизматичным браткам с бритыми затылками, мечтающим о стране великого социализма ..., - пишет Ларина в своем Интернет-журнале. - И нет там никакого единения и единогласия.
Слышно и видно, как зашкаливает градус взаимного раздражения. Трудно себе представить людей с более несовместимыми понятиями о справедливости и мироустройстве".
Вышла заминка и с понятием о свободе слова. Как пишет в своем Интернет-дневнике лидер молодежного "Яблока"
Илья Яшин, организаторы акции предложили
дочери Егора Гайдара Марии выступить на московском марше. "Однако Эдуард Лимонов, узнав об этом, поставил ультиматум: если дают слово Машке – он уходит. Организаторы перед Гайдар извинились, и слова ей так и не дали", - описывает последовавшие за этим события Яшин. И дальше высказывает то, что большинство либералов давно душили в себе, чтобы не нарушить глянцевую обложку дружной "коалиции": "
Вы, Эдуард Вениаминович … как бы это деликатно сформулировать… многовато на себя берете. Вы не забыли, кем Вы были вчера? Про Сталин-Берия-Гулаг не забыли? Про то, как призывали Ельцина устроить резню в Чечне? Про то, как требовали разгона антивоенных митингов в девяностые? Это
мы переступаем через себя, чтобы после всего этого стоять с Вами на одной трибуне и терпеть вашу символику, стилизованную под гитлеровские знамена".
Между тем, часть соратников Яшина осудила его за "вынос сора из избы", испугавшись, что обнародование
информации о вето, наложенном Лимоновым на выступление некоторых активистов, подтолкнет "Другую Россию" к окончательному развалу.
Митинги в Мурманске и Екатеринбурге, собравшие по несколько десятков участников, официально были названы последними акциями перед летними каникулами. Однако, судя по всему,
"несогласные" ушли не на каникулы, а в утиль, как не оправдавший себя проект. Если первые несколько маршей создавали иллюзию сплоченной оппозиции, борющейся за демократию в России, то последующие акции показали лишь малочисленную разношерстную и склочную толпу, задирающую ОМОН и не имеющей понятия о демократических ценностях и единстве.
Не случайно "несогласные" из всех партий яростней всего оппонируют "Единой России": слово "единство" для "Другой России" не знакомо, не понятно и попросту чуждо.