Жертв преступлений вернут к жизни

None
У ж
ертв преступления должно быть больше прав и законодательной защиты, нежели у преступников, уверенны участники Международной конференции по вопросам защиты прав потерпевших и свидетелей в уголовном процессе. Пока же, по определению первого вице-спикера Госдумы РФ Любови Слиски, потерпевшие рассматриваются как инструмент правоохранительной системы, а не объект защиты и поддержки.

Потерпевшим нужны не меньшие права, чем у преступников

Конференция под названием "Солидарность. Действие. Право" проходила в Москве 22-23 марта и собрала участников - представителей крупнейших международных правозащитных организаций и ведомств, - из Великобритании, Германии, Чехии, Финляндии, Бельгии, Франции, Португалии, Болгарии, Нидерландов и США. Почетным гостем конференции стал Яап Смит - глава Европейского Форума по правам и защите потерпевших, объединяющего правозащитников из 19 стран. Принимающую сторону представляли министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев, первый вице-спикер Госдумы РФ Любовь Слиска, лидер Правозащитного движения "Сопротивление" Ольга Костина, секретарь Общественной палаты РФ Евгений Велихов, заместитель Генпрокурора России Александр Звягинцев и другие специалисты.

Что такое в российском общественном сознании потерпевший от преступления? Это изгой, в лучшем случае поддерживаемый родственниками

Организаторы рассчитывают, что мероприятие подобного уровня, отмеченное участием высокопоставленных представителей власти, должно привлечь внимание международной общественности, а главное – российского общества и государственных структур к проблеме защиты потерпевших и свидетелей преступлений. Парадокс, но сегодня права преступников более детально прописаны в законодательстве, нежели права потерпевших, оказавшихся на периферии законодательной и правоприменительной практики. "Что такое в российском общественном сознании потерпевший от преступления? Это изгой, в лучшем случае поддерживаемый родственниками, иногда вызывающий сочувствие у коллег по работе, - говорит о несправедливой расстановке сил Ольга Костина, глава "Сопротивления". - Зачастую, благодаря неграмотным, некорректным действиям правоохранительной системы в процессе разбирательств потерпевший начинает чувствовать себя виновным. На травму, полученную от преступников, накладывается отчаяние и презрение к государству и обществу". "За последние 10 лет давление на свидетелей и потерпевших только увеличивалось, - признает замминистра – статс-секретарь МВД России Николай Овчинников, - они рассматриваются нашим правом как второстепенные фигуры". Генерал подчеркнул нарушенное равновесие, отметив, что "мощь нашего государства была направлена на поимку преступников. Нам нужно вести речь о компенсациях жертвам и свидетелям, а это 10 миллионов человек в год". Яап Смит, председатель Европейского форума по правам и защите потерпевших также считает, что "борьба с преступностью заключается не только в аресте и наказании преступников, это также поддержка потерпевших и обеспечение их прав".

Главный страх россиян

На сегодняшний день, как показывают опросы общественного мнения, больше всего россияне опасаются за свою безопасность. Страх стать жертвой преступления превалирует даже над страхом бедности и болезней. По данным ВЦИОМа, полученным в 2006 году, 25% опрошенных (сами или их ближайшее окружение) за последние 2-3 года сталкивались с ситуациями угрозы личной безопасности. Большинство из них не привлекало правоохранительные органы, предпочитая справляться с бедой самостоятельно, не рассчитывая на помощь властей. В то же время сами власти уже несколько лет занимаются выправлением законодательства в сторону увеличения прав пострадавших и свидетелей. Еще летом 2004 года Госдумой был принят федеральный закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса". Однако, как показывает другой опрос, лишь 1% россиян знает о том, как работает этот закон. Глава МВД РФ Рашид Нургалиев, участвуя в конференции, предложил разработать отдельную международную конвенцию о защите участников уголовного судопроизводства – потерпевших и свидетелей преступления, где "будет регламентирован механизм взаимодействия европейских государств в данной сфере". Рассказал министр и о новом проекте административного регламента по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и их близких. "В проекте закреплены права защищаемых лиц, порядок применения и осуществление мер безопасности, формы контроля над их исполнением", - заявил глава МВД. Особую роль Рашид Нургалиев отвел взаимодействию правоохранительных органов с общественными организациями. Одна из таких организаций – "Сопротивление" во главе с Ольгой Костиной, появившееся в конце 2005 года. Миссия "Сопротивления" - оказание бесплатной помощи потерпевшим и свидетелям в уголовном процессе и отстаиванием их интересов в госструктурах. В активе организации – запуск "горячих" телефонных и Интернет-линий для нуждающихся в юридической и психологической помощи в связи с произошедшим преступлением. Открыта Общественная приемная "Сопротивления", а его сотрудники распространяют по судам и отделениям милиции специальные памятки и брошюры для потерпевших и свидетелей. Еще одно достижение – создание подкомиссии по защите прав потерпевших и свидетелей в Общественной палате РФ и межведомственная рабочая группа в Госдуме по внесению профильных поправок и дополнений в действующее законодательство. Этот опыт сотрудничества оценили как сами правозащитники, так и представители власти. А представители иностранных организаций, принимавшие участие в конференции, подтвердили, что в международной практике такое взаимодействие уже давно стало хорошей традицией. Материал подготовила Елена Калашникова.
Пишите по адресу - kalashnikova@dni.ru...

ДНИ в Telegram