Секрет российской демократии

None
Ро
ссийскому народу исторически присуще стремление к внутренней свободе, интернационализму, религиозной терпимости и коллективизму. На эту тему рассуждает президент республики Татарстан Минтимер Шаймиев, подводя итог 15 лет современных российских реформ.

Нападки на российскую демократию – форма политической борьбы

В статье "Судьбы демократии в России", опубликованной в "Независимой газете", Шаймиев предлагает свой взгляд на то, как к какой политической модели склоняется страна сегодня, и какая из существующих форм демократии была бы наиболее органична для России.

Россия в буквальном смысле слова выстрадала демократию. Это ее осознанный выбор

Президент Татарстана акцентирует внимание на политической реформе как "самом важном и одновременно самом сложном направлении изменений государственной и общественной жизни". Шаймиев отмечает, что в целом Россия сделала свой выбор в пользу демократии и сегодняшние политические споры сводятся к одному: какая именно демократия должна быть в стране, чтобы "наиболее оптимально отражать реалии российской действительности, консолидировать общество". Тем не менее, отмечает автор, Россию все назойливее обвиняют в авторитаризме. Причину всплеска таких критических высказываний Шаймиев видит не в реальном отступлении нашей страны от конституционных норма, а в усилении ее авторитета на международной арене. "На этом фоне обвинения России в антидемократизме являются не чем иным, как отражением беспокойства некоторых влиятельных кругов на Западе относительно этой новой политики России, формой борьбы с ней", - пишет президент Татарстана. По мнению Минтимера Шаймиева, "задача российского политического класса и общественного мнения – не оправдываться перед кем-то, а спокойно прорабатывать приоритеты дальнейшего развития".

Евразийская самобытность России

Специфика политического развития России, по мнению Шаймиева, обусловлена тем, что "симбиоз Востока и Запада красной нитью проходит через всю ее историю. Византия и Золотая Орда сыграли решающую роль в становлении Киевской Руси и средневековой Московии, а европейская цивилизация определила основы политического устройства Российской империи начиная с петровских времен. СССР был построен на фундаменте западного идеологического течения – марксизма". То же самое касается и духовного развития страны. В силу своей многонациональности, Россия является и многоконфессиональной страной. "Будучи европейской страной, Россия содержит в себе мусульманский компонент, - говорит Минтимер Шаймиев. - На фоне острых политических конфликтов с исламо-христианским контекстом, поразивших многие страны мира на рубеже тысячелетий, опыт России может быть востребованным и актуальным". Все эти особенности обуславливают специфичное восприятие политических процессов гражданами России. "Понимание нации в нашей стране существенно отличается от западного. Большинство населения по-прежнему воспринимает нацию не как политическое или общегражданское понятие, а этнокультурное, историческое, традиционное", - говорит президент Татарстана. По его мнению, существует только одна гармоничная политическая модель для нашей страны. "Многонациональность и поликонфессиональность делают федерализм естественным государственным устройством России. И в этом отношении в постсоветский период страна прошла большой путь от декларативного советского федерализма через децентрализацию и "парад суверенитетов" к современной федерации, - отмечает автор статьи. - Следует отметить, что вопреки сложившимся в большинстве стран развитой демократии традициям российский федерализм имеет существенный этнический компонент, что выражается в существовании национально-государственных формирований, где общегражданские принципы государственного строительства сочетаются с заботой о статусе и свободном развитии российских народов". Нарушение общественных устоев приводит к серьезным внутренним конфликтам. Говоря об этом, Шаймиев предлагает вспомнить ситуацию в Чечне, да и в целом на Северном Кавказе.

Россияне выбирают внутреннюю свободу

Говоря о "человеческом измерении" политического устройства страны, Шаймиев признает, что это очень зыбкая тема. "Социально-психологический облик народа нашей страны – это предмет давних дискуссий, в которых сколько участников, столько и мнений", - говорит он. Один из показательных примеров самобытности жителей России – отношение к свободе. "Так уж сложилось, что для нашего сознания формально-правовое или сугубо политическое восприятие демократических свобод не имеет такого первостепенного значения, как для западного человека, - отмечает Шаймиев. - Испокон веков для российского жителя существовало понятие "внутренней свободы", которое позволяло оставаться независимой личностью в самой несвободной среде". #{more}Минтимер Шаймиев высказывает достаточно смелую точку зрения, говоря о политическом выборе жителей России. "Вновь рискую вызвать на себя критику, но не могу не сказать и о следующем. Особая приверженность коллективизму, на мой взгляд, остается особенностью менталитета населения, по крайней мере, его большинства. И коммунизм лишь старался эксплуатировать в своих политических интересах этот феномен. Во многом он имеет естественные корни, уходящие в глубь веков, когда выжить и хозяйствовать в условиях нашей страны можно было только сообща". При этом он признает, что "сегодня личность в России гораздо более суверенна в своих отношениях с обществом и государством. Однако, образно говоря, посредников в системе этих отношений остается много". Говоря о перспективах российской демократии, Шаймиев отмечает: "Идея суверенной демократии – удачная, на мой взгляд, попытка дать содержательный, объективный и рассчитанный на перспективу ответ на эти фундаментальные вопросы". Специфику российской демократии он видит в "особой роли государства, особенно исполнительной вертикали власти, высоком уровне персонифицированности политического процесса, строгом ограничении на формирование этнических и религиозных политических объединений, постепенном повышении роли в политической деятельности женщин и молодежи, приоритете в общественном сознании и социальной практике социально-экономических свобод над формально-юридическими". Большую ответственность Шаймиев возлагает на "Единую Россию" как выразителя воли большинства россиян. Суверенная демократия, по его мнению, может стать основой программных документов партии "Россия в буквальном смысле слова выстрадала демократию. Это ее осознанный выбор, разумной альтернативы которому просто нет", - заканчивает свою статью Минтимер Шаймиев. Материал подготовила Елена Калашникова.
Пишите по адресу - kalashnikova@dni.ru...

ДНИ в Telegram