"Родина" зашла в тупик

None
Спу
стя четыре месяца после "ребрендинга" самой скандальной партии 2005 года уже можно подводить некоторые итоги. Удалось ли "Родине" очиститься от обвинений в национализме, вернуть себе потерянный электорат и вновь занять свою нишу в российской политике?

"Родина" свернула знамена

Напомним, блок "Родина" во главе с Сергеем Глазьевым и Дмитрием Рогозиным заявил о себе накануне выборов в Госдуму 2003 года, получив неожиданные 9% голосов. Затем Рогозин, оттеснив Глазьева, возглавил партию "Родина", чья политика быстро стала скатываться к национализму и откровенным выпадам против власти. Если Глазьев проповедовал борьбу с олигархами и введение природной ренты, то Рогозин со временем поставил во главу угла борьбу с мигрантами на территории России. Националистическая риторика стоила "Родине" значительной части избирательских симпатий и спровоцировала конфликт с законом. В результате партия была снята с абсолютного большинства региональных выборов конца 2005 - начала 2006 года. В марте этого года партийцы приняли решение, что лишь уход главного раздражителя – Дмитрия Рогозина, - поможет избежать окончательного развала партии, из которой к тому моменту уже вышло несколько заметных политиков.

"Родина" во времена Рогозина создала себе устойчиво негативную репутацию, и ей теперь элементарно не верят

Рогозин ушел, оставив пост Александру Бабакову, известному в роли основного спонсора "Родины". Предполагалось, что Бабаков – временная фигура, чья роль – антикризисное управление партией, вывод ее из политического пике и стабилизация информационного поля вокруг нее. Сам новый лидер никогда не был публичной фигурой и не имеет даже минимального рейтинга узнаваемости. Избрание Бабакова, безусловно, сняло большинство претензий к "Родине", которая прекратила развивать тему национализма. Однако на смену скандальной риторике ничего не пришло. Что такое "Родина" при Бабакове, никто не знает. Партия уже несколько месяцев находится на идеологическом перепутье, не зная, в какую сторону склониться. С одной стороны, "Родина" заявлена как левая партия, однако явной оппозиционности Бабаков не проявляет, предпочитая "конструктивную критику Кремля". Национализм ушел вместе с Рогозиным, борьба с олигархами потеряла свою актуальность после "дела ЮКОСа". Сегодня эксперты отмечают, что "Родина" потерялась в общем политическом и информационном поле.

"Бабакова сегодня просто нет для избирателя"

Глава ВЦИОМа Валерий Федоров приводит данные о том, что "только 2% опрошенных выражают желание голосовать за нее (партию "Родина" - прим. Дни.Ру). Это константа для последних 6 месяцев, больше было только в январе - 3%". По мнению эксперта, проблема партии заключается в неярко выраженных лидерских качествах Александра Бабакова. "Сравнивать Бабакова с Рогозиным пока нет никакой возможности, - говорит Федоров. - Его не знают, его не слышат, он не попадает ни в списки политиков, которым россияне доверяют или не доверяют, ни в списки тех, чьи выступления им запомнились и понравились или не понравились". И если Рогозин был раздражителем, вызывал полярные мнения и был заметен, то Бабакова сегодня "просто нет для избирателя". Глава ВЦИОМа отмечает, что при таком раскладе выборные перспективы "Родины" весьма туманны. "Сегодня можно сказать что электорат "Родины" сократился до абсолютного минимума, там осталось его твердое ядро, 2%, которые верны этой партии, этому бренду". Но с учетом того, что им на выборах надо набрать не менее 7%, то даже при всех пересчетах избирателей 2% недостаточно для того, чтобы говорить хотя бы о минимальном успехе партии. "Если все будет продолжаться, как сейчас, то шансов на то, чтобы остаться парламентской партией, у "Родины" нет", - считает социолог.

Без радикализма

О снижении интереса избирателя к партии после ухода Рогозина говорит и главный редактор журнала "Эксперт", член общественной палаты Валерий Фадеев. "В первую очередь от партии отошли радикального толка избиратели, но ясно, что потенциал у этой партии, конечно, больше, чем 2%. Я думаю, что эта партия вполне имеет шансы набрать больше 7%", - прогнозирует Фадеев. По его мнению, идеология остается самым слабым местом обновленной партии: "Родина" находится в испуганном состоянии, и ей еще предстоит не поменять идеологию, а найти новые аспекты той идеологии, которая была сформирована несколько лет назад". Эксперт считает, что партии сегодня доступна лишь та ниша, которую "Родина" занимала ранее, но без излишнего радикализма, свойственного бывшему лидеру. Фадеев объясняет свои слова тем, что у партии уже сформировался определенный круг избирателей, который, при успешной разработке стратегии, может помочь "Родине" преодолеть минимальный барьер на выборах.

"Родине" элементарно не верят

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Виталий Иванов также отмечает нисходящую политическую активность партии: отказ от публичных протестных акций, уличных шествий и интеграции с другими оппозиционными структурами. Причину этого он видит в том, что "Бабаков пытается преодолеть издержки конфронтационного рогозинского курса". #{more}При этом эксперт признает, что не приходится говорить о четко выработанной идеологической платформе "Родины". "Насколько мне известно, никаких новых идеологических документов они не принимали, никаких новых программных установок не озвучивали, так что надо говорить о том, что осталось с рогозинской поры", - считает Иванов. Впрочем, даже компромиссная позиция Бабакова может не принести партии ожидаемого результата. "Родина" во времена Рогозина создала себе устойчиво негативную репутацию, и ей теперь элементарно не верят, - говорит политолог. - Показательное смирение, снижение протестной активности воспринимается как маневр - вы, мол, нас сейчас простите, а мы вам потом снова устроим. Никто не захочет с ней лишний раз связываться". Материал подготовила Елена Калашникова.
Пишите по адресу - kalashnikova@dni.ru...
ДНИ в Telegram