Политические лидеры себя дискредитировали, внятной экономической программы у оппозиции нет, стращать народ голодом – бесполезно, не поверят. Чем привлечь к себе внимание масс? Кровью, насилием и страданиями жертв. Все эти элементы составляют "технологию политического ужаса", которую успешно отрабатывает на России триумвират беглых олигархов – Борис Березовский, Леонид Невзлин и Владимир Гусинский. Дни.Ру публикуют третью часть нашей серии публикаций, посвященной взаимоотношениям власти, общества, олигархов и их инструментам воздействия.
Матери Беслана, солдат Сычев, пожар во Владивостоке – элементы хоррор-машины
Технология политического ужаса, названная пиарщиками "хоррор-менеджментом" (от англ. horror – "ужас", management – "управление"), означает манипуляцию общественным мнением за счет распространения шокирующей, резко негативной информации. Хоррор-технология применялась еще в Древнем Риме, где потребность плебса в "хлебе и зрелищах" компенсировалась публичными гладиаторскими боями. Историки утверждают, что гладиаторские поединки восходят к древним религиозным практикам, когда благосклонность богов "покупалась" человеческой кровью. Человеческие жертвоприношения были основой обрядов племен Древнего Востока и Центральной Америки. Это зрелище традиционно собирало массу зрителей. Современные кукловоды – те же сектанты. На алтарь служения золотому тельцу приносятся жертвы самых страшных преступлений. Если же олигархам-сектантам кажется, что преступление не настолько страшное, чтобы выполнить свою миссию, в него добавляют черной краски. Благо, медийные ресурсы для этого всегда под рукой. Не прошла агит-группа Объединенной Олигархической Группировки (ООГ) Березвоского-Невзлина-Гусинского и мимо пожара во Владивостоке. Как пройти мимо, если вся страна переживает общее горе, если люди чувствительны к любой новой информации? И снова звучат обвинения в адрес властей. Чтобы придать им весомости и кровавости, пропагандисты кричат: жертв пожара было не 9, как заявлено в официальных сводках, а гораздо больше. Десятки, чуть ли не сотни погибли в здании Сбербанка и под его окнами. А власть скрывает от народа правду, прячет тела и замалчивает трагедию. Потом выяснилось, что жертв было именно столько, сколько заявили спасатели, что сюжеты о трагедии обошли все новостийные телепрограммы центрального и местного телевидения, и никаких "сокрытых кровавых подробностей" не существует. Но политики средней руки уже сделали себе пиар. Так же получилось с рядовым Андреем Сычевым. Солдат после ампутации ног подвергся еще и моральному надругательству: система СМИ и отдельных журналистов, подконтрольных Объединенной Олигархической Группировке, вбросила информацию о том, что парня не только избивали, но и насиловали всю ночь. Очевидно, простого избиения заказчикам кампании показалось недостаточно. Позднее врачи, конечно, опровергли эти слова, но смакование несуществующих подробностей причинило дополнительную боль семье солдата и ему самому. Рядовой Сычев давно уже стал для кукловодов простым инструментом достижения цели. Целью же был удар по министру обороны Сергею Иванову. Чем страшнее преступление, тем весомее вина министра. И вот, после вброса "утки" об изнасиловании, эмиссар ООГ пиарщица Марина Литвинович возглавляет кампанию по сбору подписей с требованием отставки Иванова, проводит несанкционированные митинги и другие пиар-мероприятия. Теракт в Беслане и вовсе стал полигоном для отработки хоррор-технологий. Трансляция горя плачущих матерей, постоянный показ снимков убитых террористами детей стали банальным фоном, на котором так называемая оппозиция снимала свои кремлеборческие ролики, требовала отставки властей и всячески старалась выглядеть "во всем белом". "Женщина всегда права", а женщина, потерявшая ребенка – права десятикратно, - под прикрытием этого утверждения от имени матерей Беслана уже полтора года ведется "поиск истины", который позволяет оппозиционным политикам в России и беглым олигархам за границей кричать о "кровавом режиме". Кстати, проект "Правда Беслана" курирует все та же Литвинович. Марина Литвинович – известный инструмент хоррора. Еще неделю назад она руководила процессом: как экскурсовод обращала внимание общественности указкой из СМИ, на чем заострить внимание. Там избили рядового, внимание: виновата власть. Тут произошел теракт, внимании: виновата власть. В минувший понедельник Марину Литвинович избили. Ударили по голове, повредили ногу, выбили зубы. И уже она сама превратилась в экспонат, на который указывают другие люди. Гарри Каспаров раньше всех оказался на первых полосах СМИ. Он неистовствовал: избили женщину, политика, оппозиционера, внимание: виновата власть. В материале "Живые консервы Березовского" мы уже писали, что Литвинович оказалась в весьма опасной ситуации. Нападение на нее вызвало такой резонанс, что принесло оппозиционному фронту больше политических очков, чем вся предыдущая сознательная деятельность пиарщицы. Никакие митинги против Иванова не сравнились бы по накалу страстей с обсуждением того, как и за что пострадала Марина Литвинович. Элемент хоррора сработал и на этот раз. Заказчики на этом примере могли убедиться, что Литвинович – подходящий кандидат на роль русского Гонгадзе.
Больше крови и трупов – выше рейтинг
Целевую аудиторию "хоррора" просчитать не сложно. Это широкие массы людей, зрители криминальных телепрограмм и читатели сводок происшествий о том, как злодеи "убили-расчленили-сожгли" жертву. Практику наживы на трагедиях освоили еще издатели газет начала прошлого века. Под видом криминальных хроник они публиковали кровавые подробности садистских преступлений, во всех красках из номера в номер повествуя о последних минутах жертвы. Убийства пользовались большим спросом и обеспечивали газетам постоянно растущие тиражи, а редакторам – постоянно растущие доходы. Так и сегодняшние кукловоды из ООГ Березовского-Невзлина-Гусинского наживаются на смаковании леденящих душу подробностей. Заметьте, самые рейтинговые программы на ТВ – криминал, судебные процессы, бандитские телесериалы и боевики. Гладиаторские бои в Древнем Риме, публичные казни в средневековой Европе, коррида в современной Испании, - все это величины одного порядка. Чем больше крови и трупов, тем больше зрителей.
Почему это работает
#{more}Потому что человек склонен верить в то, что ему подается "под большим секретом", в результате тайного расследования. Потому что обществу долго внушали, что власть ему врет. Потому что мы не имеем возможности самостоятельно перепроверить факты, которые предоставляют нам обе стороны, чтобы сделать самостоятельные выводы. И дело даже не в качестве и не в количестве СМИ, а в том, что кукловоды намеренно нагнетают обстановку, выдумывают новые подробности и раз за разом зомбируют зрителей-читателей-слушателей одними и теми же тезисами. СМИ, не удобренные денежными вливаниями ООГ, сообщают об этих происшествиях тогда, когда появляется новые подтвержденные данные, олигархические СМИ – тогда, когда прикажет хозяин. Они берут массовостью, используя принцип избыточности информации. В технологиях манипуляции сознанием существует специальная техника, построенная на неоднократном повторении очевидных тезисов, с которыми соглашается подавляющее большинство населения, в которые включается тезис, нужный заказчику. Простой пример: Вы хотите быть здоровыми? – Да! Вы хотите быть красивыми? – Да! Вы хотите быть счастливыми? – Да! Вы любите йогурт марки такой-то? В растиражированных трагедиях все выглядит не менее технично. Смакуя чужое горе и делая пиар на крови, политтехнологи под маркой сочувствия пострадавшим проталкивают в наше сознание одну-единственную мысль: во всем виновата власть.
Читайте также первые две части этого материала: "Живые консервы" Березовского" и "План захвата Кремля".
Материал подготовила Елена Калашникова.
Пишите по адресу - kalashnikova@dni.ru...