Ини
циативы Юлии Тимошенко и секретаря украинского Совета безопасности Петра Порошенко отпугивают от Украины потенциальных инвесторов.
Главный лозунг, с которым шел на выборы Виктор Ющенко – сделать Украину по-настоящему европейской страной,– похоже, так и остался нереализованным. Запад все больше разочаровывается: инвесторы не спешат вкладывать деньги в Украину. За время после "оранжевой революции" объем иностранных инвестиций практически не вырос. Не слишком комфортно чувствуют себя и местные предприниматели: мало кто решается вкладывать деньги в экономику в условиях неопределенности.
По прогнозам экономистов, в этом году рост ВВП составит в лучшем случае 4%, пишут "
Известия". В худшем - 0. Напомним, что в прошлом году эта цифра составляла 11-12%. "Власти заявляют, что их цель – улучшить экономический климат. К сожалению, достижение этой цели будет долгим и мучительным", - считает Кристиан Мол, исполнительный вице-президент Rabobank. И он не одинок. "Деньги на Украину пойдут, только если инвесторов будут поддерживать соответствующие реформы", - считает генеральный директор Coca-Cola Beverages Сильвиу Поповичи. Как раз этого и не видно: депутаты блокируют принятие законов, которые помогли бы стране присоединиться к ВТО, коррупция и бюрократия как были, так и есть. Одних олигархов пытаются заменить другими. И заверения Ющенко, что "правила игры для инвесторов изменились", пока остаются пустыми словами.
Реприватизация без правил
"Ситуация вокруг реприватизации только усиливает негативные тенденции, - считает директор киевского Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. – Проблема общей неопределенности, связанная с изменением собственников, имеет две составляющих. С одной стороны, она касается тех предприятий, в отношении которых у властей есть намерение пересмотреть результаты приватизационных тендеров. С другой – резко активизировались бизнес-круги, заинтересованные в переделе собственности".
Процесс реприватизации затягивается – нет списков предприятий, нет четких критериев, по которым будет приниматься решение. Между тем именно из-за пересмотра итогов приватизации иностранный бизнес опасается связываться с Украиной. Создается впечатление, что происходящее с экономикой по каким-то причинам выгодно властям. Вопрос – кому именно из "команды трех": президенту Ющенко, премьеру Юлии Тимошенко или секретарю Совета национальной безопасности Петру Порошенко.
Ющенко "реприватизационные скандалы" явно не нужны. Президент более, чем кто бы то ни было, заинтересован в стабильной экономике. Он публично заявлял, что готов рассматривать условия "мирового соглашения" с предпринимателями. Советники Ющенко ведут переговоры с компаниями, чья судьба сейчас решается в судах. И даже рассматривают конкретные варианты. Например, такой: власти начинают расследование в отношении Фонда госимущества, заключавшего соглашения о приватизации, а не в отношении предприятий. Тогда и волки будут сыты, и овцы целы – деньги в казну пойдут из Фонда госимущества, а предприниматели, вложившие немало денег как в развитие собственных структур, так и в целом в экономику, продолжают спокойно работать. В общих чертах схема следующая: президент принимает политическое решение – остановить реприватизацию. После чего власти и бизнесмены садятся за стол переговоров с правителдьством и независимыми инвесторами и находят законное компромиссное решение, закрепляемое в мировом соглашении. При этом главное - остановить нескончаемый процесс реприватизации, успокоить инвесторов.
Создается впечатление, что происходящее с экономикой по каким-то причинам выгодно властям. Вопрос – кому именно из "команды трех"
Ющенко дал понять: он готов идти на мировую даже с теми, кто уже в "черном списке". "Идея президента заключалась в следующем: давайте снижать политический накал и там, где это возможно, искать варианты урегулирования, - говорит Игорь Бураковский. - Одна из возможных формул: инвестор доплачивает деньги до нормальной стоимости, после чего с ним подписывают новый приватизационный договор, в котором говорится, что у государства нет претензий к данному инвестору. Отношения начинают строиться с чистого листа".
Каждый играет по своим правилам
Окружение Ющенко понимает: лавину надо остановить – в противном случае последствия будут плачевными. "Надо цивилизованным способом выйти из этого тупика", - считает советник президента Александр Пасхавер.
Однако пойдут ли на это остальные члены "властной команды"? Второй фигурант "группы трех" - Юлия Тимошенко. Сейчас для нее главное - "разрулить" ситуацию с российским газом. Сложности могут возникнуть, если Газпром резко повысит цены - не 50 долларов за кубометр, как сейчас, а 160 - как, например, для Словении. Тимошенко нужны деньги - и именно для этого она хочет срочно приватизировать крупнейшее металлургическое предприятие страны "Криворожсталь". Приватизация намечена на 24 сентября. К тому же для Тимошенко, как говорят украинские эксперты, дело чести привнести в экономику 3 миллиарда долларов. Именно это она обещала Ющенко.
Кстати, о трех миллиардах. Та же "Криворожсталь", фактически отобранная государством у зятя Кучмы Виктора Пинчука и донецкого предпринимателя Рената Ахметова, по оценкам экономистов, стоит в лучшем случае 1,8 миллиарда долларов. И ежемесячно этот актив дешевеет - цены на металл падают. Причем юристы говорят о том, что цена будет намного ниже 1,8 миллиарда долларов, т.к. дело о "Криворожтсали" находится в судах, подан иск в Европейский суд по правам человека.. 3 миллиарда за "Криворожсталь" никто не даст - только под гарантии получения еще каких-то активов в будущем за меньшие деньги. Поэтому и появляются на горизонте то Миттал, то Евразхолдинг, которые, по всей видимости, пытаются договориться о покупке "Криворожстали" за большие деньги сейчас и сразу, но с видом на другие активы фигурантов реприватизационных списков по льготной цене.
Наконец, третий фигурант – секретарь Совета национальной безопасности и обороны, "карамельный король" Украины, Петр Порошенко. В его руках помимо всех силовых ведомств сосредоточено немало предприятий и медиа-активов. В том числе концерн "Укрпроминвест", в который входят Киевская, Кременчугская, Винницкая и Мариупольская кондитерские фабрики, а также ООО "Укрпроминвест-авто", Луцкий автомобильный завод, предприятие "Ленинская кузница", занимающийся строительством судов, три сахарных завода, Липецкая кондитерская фабрика "Ликонф" в России, Банк "Мрия" на Украине. А также предприятие ООО "Укравтозапчасти", Торговый Дом "ІСТА" (производство аккумуляторных батарей), "Черкасский авторемонтный завод", филиал "Транспортно-экспедиционное предприятие", компания "Автоэкспо". К тому же Порошенко контролирует 5-й телеканал украинского телевидения, радио "Нико-ФМ" и газету "Правда Украины". Может ли человек, имеющий столь внушительный послужной список, отказаться от участия в начавшемся переделе собственности?
Странная ситуация сложилась вокруг Никопольского завода ферросплавов -- следующего кандидата на реприватизацию. И, как и в случае с "Криворожсталью", под ударом оказался Пинчук. Принадлежащие ему структуры контролируют около 75 % акций завода. Генпрокуратура Украины требует признать незаконной продажу контрольного пакета акций предприятия в июне 2003-го консорциуму "Приднестровье" за 40 миллионов долларов. Месяц назад правительство аннулировало распоряжение о продаже завода. Итогом рассмотрения исков стало решение Киевского апелляционного суда наложить арест на 50 % плюс одна акция НЗФ.
Неопределенная ситуация с будущим завода не мешает российским предпринимателям интересоваться им. "Евразхолдинг" (президент и основной акционер -- Александр Абрамов) и группа компаний "Ренова" (владелец – Виктор Вексельберг) уже договорились о совместном приобретении контрольного пакета акций НЗФ. И с этой целью создают СП, которое и собирается осуществить сделку (по некоторым данным, на 380 млн долларов) в ближайшие месяцы. Почему же россияне идут на риск – покупают компанию, перспективы которой мягко говоря не ясны? Даже Тимошенко предупредила: покупать завод сейчас – дело рискованное: "Если у Вексельберга нет лишних денег, я ему предлагаю в рискованные операции не ввязываться".
Однако слова премьера россиян не пугают – видимо, у них есть чьи-то гарантии. Получить их они могли только от одного человека - Порошенко. Секретарь СНБО особо и не скрывает, что иметь дело с российскими предпринимателями считает наиболее выгодным. Правда, трудно понять, что ему обещано за предоставление гарантий. Не исключено, что активность российского бизнеса связана с попыткой использовать покупку активов на Украине для отмывания "серых денег", что в России становиться делать все труднее.
Вторая странная история, в которой фигурирует имя Порошенко, – проведение тендера по продаже чешского металлургического комбината "Витковице Стил". Тендер выиграла российская компания "Мастеркрофт-Лимитед" - "дочка" "Евразхолдинга", предложившая за почти 96% акций 284 миллионов долларов. Второй к финишу пришла "Систем Кэпитал Менеджмент", принадлежащая Ахметову. Любопытно, что ее предложение всего на полпроцента меньше цены, предложенной "Мастеркрофт". Таких совпадений в бизнесе не бывает. Обычно разница составляет десятки млн долларов. #{more}
Вывод напрашивается такой: информация о том, сколько предложит СКМ, возможно была донесена до "Евроразхолдинга". Кем? "Прослушкой" на Украине занимаются спецслужбы – и не исключено, что конфиденциальную информацию Абрамову передал Порошенко.
Наконец, самая нашумевшая история – с "Криворожсталью". Глава СНБО еще до окончания суда заявлял: прибыль завода должна быть арестована.
Разумеется, никто не говорит, что сделка по "Криворожстали" была прозрачной — но она была законной. Тогда, летом 2004-го, 93% госакций предприятия были проданы консорциуму "Инвестиционный металлургический союз", образованному СКМ и корпорацией "Интерпайп" (подконтрольной Пинчуку). О своем интересе заявили также российские "Северсталь" и "Евразхолдинг". Однако условия конкурса фактически отсекали от участия в тендере "неукраинцев".
Сейчас бывшие владельцы "Криворожстали" пытаются оспорить решение украинских судов в Страсбурге – в Европейском суде по правам человека. ИМС доказывает: лишение владельцев акций "Криворожстали" имеет политическую подоплеку.
"Государство не обеспечило ИМС право на справедливый суд. Именно поэтому мы были вынуждены обратиться в европейские инстанции, - говорит адвокат Сергей Власенко. - Мы хотим добиться в Европейском суде признания, что принятие решений по "Криворожстали" было ангажированным. Государство не обеспечило консорциуму права на справедливый суд. Нарушения, которые были допущены судами Украины, настолько вопиющи, что для нас очевидно: Европейский суд это признает. Если премьер публично заявляет, что знает, какое решение вынесет Верховный суд – о чем это говорит?"
Однако украинские власти не собираются ждать страсбургского вердикта– Тимошенко уже заявила, что правительство продаст акции до конца года. Впрочем, по вопросу о сроках проведения конкурса в команде "трех" нет согласия. "Действия правительства могут лишь насмешить потенциальных покупателей, - считает советник президента Александр Пасхавер. - Судебные решения еще могут быть обжалованы". И в этих условиях ни один серьезный инвестор не рискнет выставлять свои предложения.
В последние недели Порошенко оказался замешан еще в одном скандале. Бывший сотрудник президентской охраны Николай Мельниченко опубликовал очередной фрагмент своих записей, сделанных в кабинете экс-президента Кучмы. В 2000-м, когда делались записи, Порошенко был депутатом. В беседе с Кучмой он негативно отзывается о Тимошенко (тогда – вице-премьер) и предлагает профинансировать Ющенко. Одновременно был опубликован текст письма Мельниченко к Ющенко, Тимошенко и лидеру Соцпартии Александру Морозу, в котором он обвиняет Порошенко "в аморальности и сотрудничестве с международной группой Березовского". "Президент не может самостоятельно очистить свое окружение от грязи, от тех, кто ничем не отличается от команды Кучмы. К сожалению, Ющенко не осознает опасности для себя и для Украины. Эта опасность исходит от тех, кто манипулирует им в собственных корыстных целях", - сказано в письме.
Материал подготовил Сергей Мельников