Председатель федеральной парламентской комиссии по Беслану Александр Торшин рассказал в пятницу членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы о некоторых результатах работы комиссии. Как сообщил Торшин, подготовкой теракта в Беслане руководили Шамиль Басаев и Аслан Масхадов. "Активное участие принимали иностранцы, в том числе известный (арабский) террорист Абу-Дзейт", - добавил он.
Основной целью акции была дестабилизация обстановки на всем Северном Кавказе, заявил глава комиссии, отметив, что подготовка теракта началась в августе 2004 года, когда началась формироваться группа террористов в составе 34 человек.
В ходе операции по освобождению заложников в школе №1 города Беслана был уничтожен 31 террорист. Личности 23 из них установлены следствием. "При проверке установленных членов банды по имеющимся оперативным учетам были получены сведения о наличии судимости у 13 из них", - сказал Торшин.
По словам сенатора, в ходе проведения судебно-химических экспертиз установлено, что 21 террорист внутривенным путем вводил себе героин, еще два употребляли марихуану. "Таков облик этих, с позволения сказать, людей", - отметил глава комиссии.
Банда, захватившая заложников, как стало известно, формировалась на территории Малгобекского района Ингушетии. При этом боевики "не маскировались" и передвигались по ингушскому селу Пседах вполне свободно. По ходу расследования парламентская комиссия установила, что у террористов имелся резервный план захвата другой школы.
"В качестве резервного плана, была школа в станице Нестеровская, которая находится и Ингушетии. 11 человек были в резерве", - сказал Торшин. Он сообщил, что четверо боевиков из резервоной группы уже арестованы, остальных ищут.
Парламентская комиссия пришла к выводу, что должностные лица правоохранительных органов Ингушетии и Северной Осетии допустили халатность и беспечность, позволившие террористам захватить заложников. Многие действия сотрудников правоохранительных органов республики свидетельствовали "лишь о формальном отношении к проведению оперативно-розыскных мероприятий по обнаружению террористов".
Между тем в течение лета 2004 года МВД России постоянно информировало свои региональные подразделения в Северной Осетии и Ингушетии об угрозе совершения терактов.
#{more}Торшин также сообщил, что в проведении контртеррористической операции в Беслане был выявлен целый ряд "просчетов и недостатков". По его словам, количество заложников стало известно уже во второй половине 1 сентября (в Беслане было захвачено 1128 человек), однако должностные лица в течение суток сообщали прессе о якобы захваченных 354 заложниках.
Координация между правоохранительными органами, по словам председателя парламентской комиссии, была слабой, а оцеплению не удалось сдержать жителей Беслана, прорвавшихся в здание спасать детей, передает РИА "Новости".