Как бороться с терроризмом

Не дождавшись конкретных предложений по ужесточению борьбы с терроризмом от членов правительства, парламент принял решение поправить ситуацию самостоятельно. Как пишут "Ведомости", обе палаты Федерального собрания начали интенсивную разработку "антитеррористических" поправок в законодательство. Принять их планируется уже в ходе осенней сессии Госдумы. Всего подготовлено 29 законопроектов, в том числе поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс об административных правонарушениях. Думцы, например, собираются обязать вокзалы, учебные, спортивные и другие общественные учреждения усилить меры по обеспечению безопасности: нанять охрану, проверять всех граждан "на входе", рассказывает "единоросс" Павел Крашенинников. А по словам Грызлова, в аэропортах, вокзалах, метрополитене и театрах должны быть установлены новые системы по контролю за наличием взрывчатых веществ и металлов. "В случае, если юридические лица, которые отвечают за то или иное мероприятие, не используют такие установки, они либо лишаются лицензии, либо получают запрет на проведение данных мероприятий", — отметил спикер. Ответственность за регистрацию иностранцев по месту жительства может быть переложена с них самих на владельцев жилья, пускающих пришельцев на постой, говорит Крашенинников. А думский комитет по экономической политике вчера обсуждал, как "сделать отношения между спецслужбами и банками более открытыми", рассказывает его председатель Валерий Драганов. "Необходимо еще раз подумать: стоит ли сохранять устоявшийся за века институт банковской тайны в эпоху терроризма, в условиях этой общечеловеческой угрозы", — пояснил он. Кроме того, заявил вчера журналистам глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, рабочая группа всерьез обсуждает возможность введения смертной казни для террористов. Усиленные меры безопасности будут стоить общественным учреждениям недешево. В Москве, по данным сотрудника Главного управления вневедомственной охраны МВД, их услугами пользуется всего лишь 10% школ. Установка в школе "тревожной кнопки", говорит источник, обойдется в 240 рублей/сутки, а за услуги охранника придется платить около 3000 рублей/сутки. При этом "один охранник вряд ли остановит бригаду террористов", замечает сотрудник центрального аппарата МВД. "Но даже такая охрана лучше, чем ее отсутствие", — возражает сотрудник охраны. Поправки в миграционное законодательство пока совсем "сырые", рассказывает один из депутатов. По словам Крашенинникова, обсуждается идея заменить регистрацию иностранцев по месту их временного жительства в России с разрешительной на уведомительную, а ответственность за нее возложить на хозяев жилплощади. "Конечно, силовым ведомствам необходимо вести базу данных о перемещениях людей, но если норму невозможно соблюсти, то совершенно не важно, на кого она возложена", — считает президент Центра изучения проблем вынужденной миграции в СНГ Жанна Зайончковская. По ее данным, из-за очередей в милиции в течение недели успевает зарегистрироваться лишь 10% приезжих (закон отводит на это и вовсе три дня). "Половина людей не получают регистрацию и за два месяца, остальные вынуждены давать взятки милиционерам", — говорит она. По сведениям "Российской газеты" сенаторы со своей стороны выступают за усиление парламентского контроля за деятельностью спецслужб. Для этого парламентарии планируют в ближайшее время принять закон "О парламентском контроле", который предоставит Думе и Совету Федерации участвовать в расследовании причин терактов, требовать отчета от руководителей спецслужб и даже влиять на кадровую политику внутри самих правоохранительных органов.

В Министерстве юстиции РФ корреспонденту издания ответили, что пока не видели наработок депутатов Госдумы. Зато творчество московских законодателей вызывает вопросы. Суть московских поправок в том, что власти субъектов могут, например, запретить въезд граждан той или иной национальности, если из-за их количества уменьшается доля коренного населения или, как сказано, "возникает угроза ухудшения национального самочувствия и утрата духовных традиций коренного населения территории". "Никаких квот по национальному признаку при въезде в регион нет и быть не может, - сказал один из высокопоставленных сотрудников минюста. - Это попахивает расизмом. Если у правоохранительных органов есть информация, что тот или иной человек причастен к террористической деятельности, то ему можно запретить въезд в Россию. А если он уже находится на территории нашей страны, то спецслужбы должны вести с ним оперативную работу. Просто так - исходя из каких-то общих соображений безопасности - ограничить въезд в регионы и передвижение по России нельзя." Другое дело, утверждают в минюсте, что можно ввести косвенные меры, ограничивающие въезд. Но их надо долго прорабатывать. Пока такой работы не было. Нынешняя законодательная база в целом позволяет бороться с терроризмом. Хотя, безусловно, в ней есть что подправить.

ДНИ в Telegram