Кардинал для черного золота

Во вторник совет директоров компании "Роснефть" избрал своим председателем заместителя главы президентской администрации Игоря Сечина, которого называют одним из самых влиятельных российских чиновников. Источники, близкие к администрации президента, сообщили "Коммерсанту", что назначение господина Сечина в "Роснефть" не было экспромтом – замглавы администрации якобы договаривался о нем с Владимиром Путиным несколько месяцев назад, а в последнее время Игорь Сечин постоянно обсуждал с президентом "Роснефти" Сергеем Богданчиковым тонкости нефтяного бизнеса. "Роснефть" вчера категорически отказалась комментировать новое назначение в своем совете. Отказалось от объяснений и управление информации администрации президента: его глава Наталья Тимакова порекомендовала искать объяснений в самой "Роснефти".

Но, как пишут "Известия", до вчерашнего дня Сечин предпочитал не занимать публичных позиций, . С момента своего появления в высших эшелонах власти (в 1999 году он пришел вместе с Путиным в Белый дом, до того - много лет работал с ним в Петербурге) Сечин не дал ни одного интервью, не допустил вообще ни одного публичного высказывания. Единственное его "публичное" появление - регулярные отчеты курируемого им управления президента по работе с обращениями граждан. Его причисляют к главным идеологам "питерского чекизма", хотя по образованию Сечин - филолог. По сути же его относят скорее к "чекистам-либералам" в отличие от другого питерца - Виктора Иванова, которого называют "ортодоксом".

Возможно, из-за закрытости, Сечина слегка демонизируют, но именно его относили к апологетам "кампании" вокруг ЮКОСа, усиления роли государства в экономике, а также жесткой позиции в отношении крупного бизнеса. Приписывали Сечину также живой интерес и глубокое знание тематики ряда отраслей - от газа до нефти, от металлургии до электроэнергетики.

Появление Сечина в "Роснефти" можно объяснить несколькими причинами. Первая и самая очевидная - конъюнктурная. Государственная компания все же примет активное участие в дальнейшей судьбе ЮКОСа. Как пишет британская The Financial Times, именно "Роснефть" считается главным претендентом на покупку основного актива ЮКОСа - "Юганскнефтегаза". Однако, хотя разговоры о выкупе главного актива опальной компании идут вовсю, высокопоставленные кремлевские источники признают: не было ни решения о "расчленении" ЮКОСа, ни оценки самого "Юганскнефтегаза". Похоже, в верхах вообще нет четкого плана, какую судьбу уготовить нефтяному гиганту - оставить целиком, поменяв собственников, разделить, влив в другие компании, или же, наоборот, подняв капитализацию, выгодно продать европейской, а еще лучше - американской компании с мировым именем.

Причина вторая - стратегическая - именно на "Роснефти" государство опробует новую технологию менеджмента в ТЭКе - технологию представителей государства. "Роснефть" - не самая крупная компания, но ее влияние на отрасль неизмеримо больше ее собственной капитализации. Прежде всего - как индикатора отработки новых взаимоотношений власти и нефтяного бизнеса. Если Сечину удастся совместить увеличение поступлений от "Роснефти" в бюджет с ростом эффективности работы компании, это станет аргументом власти в спорах с нефтяниками и другими сторонниками рыночного абсолютизма, а также с противниками усиления налогового пресса на отрасль. Кроме того, государство, хотя и жестко усмирило крупный бизнес, явно держит в голове возможность установления большего контроля над компаниями, от которых во многом зависит политическая и экономическая стабильность в стране.

Ситуация же с ЮКОСом многому научила и государство: для усиления контроля подчас нужно использовать тонкие инструменты, которые не будоражат западную общественность и не отпугивают инвесторов. Если так, то нефтяная отрасль постепенно будет "огосударствляться", причем не через прямую покупку активов государством. По словам Станислава Белковского, главы Института национальной стратегии, новое назначение не надо воспринимать как представительское. "Это первый шаг к формированию большого энергетического холдинга, в который войдут 'Роснефть' и 'Газпром'",– заявил он "Коммерсанту". Версию, что "Роснефть" станет операционной базой для создания "Госнефти" – компании-призрака, планы по созданию которой являются кошмаром всего российского ТЭКа с 1995 года, упоминали вчера большинство опрошенных экспертов. Версия о создании "Госнефти" пока, впрочем, не имеет подтверждений. Пока можно точно утверждать, что "Роснефть" под нынешним руководством однозначно не попадет в планы приватизации на ближайшие несколько лет. В "Газпроме" слухи о создании "Госнефти" предпочитают не комментировать. Отметим, впрочем, что необходимости в юридическом оформлении "Госнефти" нет: уже существующий альянс "Роснефти", "Сургутнефтегаза" и "Газпрома" по освоению Восточной Сибири подписаниями нескольких соглашений между компаниями может быть расширен до масштабов всей страны. Подобный "договорной холдинг" под руководством Игоря Сечина за счет своего веса в ТЭКе и гарантированного дружественного отношения к нему "Транснефти" сможет полностью контролировать экспорт нефти из России и определять правила игры на внутреннем рынке. Тем не менее ряд экспертов настаивают на том, что "Госнефть" будет создана как формальный холдинг, в его состав также войдут банк "Еврофинанс", активы "Газпром-медиа", в том числе НТВ, а Игорь Сечин будет президентом этой медиа-финансово-энергетической структуры.

Третью причину сами "Известия" называют скорее гипотетической: Путин решил отодвинуть своего сподвижника, доверив ему важную позицию с обширными полномочиями. Красиво, но все же маловероятно.

Скорее начинается все же второй этап новейшей экономической истории - государство берет под присмотр ключевые сферы экономики. Эффективно ли у него это получится - большой вопрос. Ключевой вопрос российской экономики не в том, сколь лояльный Кремлю менеджер управляет крупной нефтяной (металлургической, газовой и т.д.) компанией. А в том, что благополучное развитие всей страны по-прежнему держится на хрупкой мировой конъюнктуре. И если завтра, послезавтра цена на нефть обрушится, вопрос, кто возглавляет советы директоров нефтяных компаний, отойдет на второй, третий план. А главным будет другой: почему, располагая такими возможностями, страна не нашла в себе сил и менеджерской воли для качественного перелома изнутри.

ДНИ в Telegram