Олигархи популярнее Путина

Молодежь относится к олигархам гораздо лучше, чем остальные россияне. Как выяснили социологи, 42% считают своими кумирами успешных предпринимателей и олигархов. В рейтинге популярности деловые люди уступили только поп- и рок-идолам, обогнав Владимира Путина. Социологи ВЦИОМ интересовались у россиян, кто, по их мнению, является кумирами современной российской молодежи. Лидерами с большим отрывом стали поп- и рок-звезды, представители золотой молодежи: им готово поклоняться 52% среди 18-24-летних, пишут "Ведомости". На третьем месте оказались спортсмены (37%), на четвертом — герои телесериалов (28%), а на пятом — В. Путин (14%). Последнее место (с рейтингом 1%) досталось "революционерам" вроде Павки Корчагина и Эрнесто Че Гевары. А вот второе место неожиданно заняли "успешные бизнесмены и олигархи", которые являются кумирами 42% молодых россиян. "Успех, причем желательно быстрый, стал главной ценностью, — объясняет директор по исследованиям ВЦИОМ Владимир Петухов. — Кто, с точки зрения общества, вписывается в эту модель? Молодые бизнесмены и деятели поп-культуры". Но, объясняет Петухов, это вовсе не значит, что вся молодежь бросится делать деньги. Эксперты считают результаты ВЦИОМ очевидными: героев делают масс-медиа, а истории поп- и рок-звезд занимают больше всего места в массовом информационном поле. Популярность бизнесменов тем объясняет тем, что стремление к богатству — один из основных мотивов для нового поколения. Молодые вносят успешных бизнесменов в список своих кумиров на фоне нелюбви общества к крупному бизнесу, которую регулярно фиксируют социологи. Например, "РОМИР Мониторинг" выяснил в июле прошлого года, что отрицательное отношение к крупному бизнесу характерно для 77% россиян. Правда, и тогда молодежь была настроена к крупным предпринимателям куда благожелательнее, чем старшее поколение, — среди 18-24-летних оказалось 66% недоброжелателей крупного бизнеса. Свежие данные ВЦИОМ "очень оптимистичны для России — молодежь начинает ориентироваться на состоявшихся людей", констатирует завкафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов. По его мнению, восторженное отношение к крупным предпринимателям означает, что "молодые готовы сами нести ответственность за свой жизненный путь". Появление крупных бизнесменов в списке молодежных кумиров говорит о том, что в глубине души граждане — и не только молодые — относятся к предпринимателям лучше, чем показывают опросы, говорит социолог, пожелавший остаться неназванным. "Это притягательный образ, и многим респондентам хотелось бы жить так, как живут успешные бизнесмены, — объясняет он. — Но поскольку многие считают, что для них это недостижимо, им проще не любить успешных". О подсознательном уважении к предпринимательству говорит и тот факт, что в конце прошлого года 68% россиян сообщили социологам "РОМИР Мониторинга", что хотели бы видеть своих детей бизнесменами. Исполнительный директор РСПП Игорь Юргенс думает, что интерес молодежи к предпринимателям связан с их успешностью. "Как и в рок-звездах, в бизнесменах молодежь ценит качества победителей. Правда, в отличие от первых, олигархи для молодежи немного скучнее", — говорит он. А продюсер Александр Толмацкий уверен, что "все дело в пиаре" и второе место бизнеса — не предел: если бы бизнесмены целенаправленно занялись продвижением своих персон среди молодежи, они с легкостью обошли бы поп- и рок-исполнителей.

ДНИ в Telegram