Путин назвал свою команду

Традиционное, навязшее в зубах деление кремлевской команды на "питерских" и "семейных" окончательно потеряло актуальность. Сейчас актуальнее другая градация – интеллектуалы и силовики. На днях Владимир Путин обнародовал состав своей интеллектуальной команды, пишет "Независимая газета". Глава государства специальным распоряжением объявил благодарность семерым экспертам, шесть из которых занимают посты в президентской администрации. Это Владислав Сурков, Игорь Шувалов, Симон Кордонский, Аркадий Дворкович, Джахан Поллыева, Андрей Илларионов, а также президент Центра стратегических разработок Эльвира Набиуллина. Поводом для того, чтобы отметить особые заслуги этих лиц, стало их "активное участие" в работе над текстом президентского Послания. Однако, судя по их должностям, попавшие в "список Путина" отмечены не просто как "спичрайтеры" – их роль гораздо шире. В агентствах сообщения об этом распоряжении ("О поощрении активных участников подготовки Послания президента РФ Федеральному собранию на 2004 год") появились в середине недели, однако подписано оно было еще 12 июня. То есть на следующий день после возвращения президента из длительного зарубежного вояжа. Возможно, День России был выбран не случайно – президент тем самым как бы поздравил эту группу экспертов с праздником и подчеркнул их особые заслуги в выработке государственной стратегии. Правда, в президентской пресс-службе "НГ" сообщили, что такого рода поощрения – "это обычная практика, не только после Послания, но и после других мероприятий объявляется благодарность их участникам". Характерно, что в документе не упоминаются должности поощренных – перечисляются лишь в алфавитном порядке их фамилии и имена. Тем самым подчеркивается, что есть некая неформальная иерархия, в которой не так важно, какой конкретный пост занимает тот или иной член президентской команды. Руководитель страны дает понять, что его советник Илларионов играет ничуть не меньшую роль, чем вроде бы более высокие по статусу помощники главы государства Шувалов и Поллыева. А бывшая заместительница Грефа Эльвира Набиуллина, уйдя с госслужбы, сохраняет свое место в главном мозговом центре страны наряду с ее бывшим коллегой Аркадием Дворковичем, перемещенным из Белого дома в Кремль, и его предшественником на посту начальника Экспертного управления Симоном Кордонским. Понижение в статусе последнего, как выяснилось, тоже не мешает ему оставаться ключевым кремлевским экспертом. В этом перечне нет руководителя президентской администрации Дмитрия Медведева. Хотя именно он, как считалось, доводил Послание до ума и комментировал его журналистам накануне выступления главы государства. Это может означать, что глава кремлевского аппарата по-прежнему остается техническим руководителем и не входит в "команду интеллектуалов", с которыми считает нужным советоваться президент.

Вообще же традиционное, навязшее в зубах деление кремлевской команды на "питерских" и "семейных" окончательно потеряло актуальность. Сейчас актуальнее другая градация – интеллектуалы и силовики. Те эксперты, которых не стыдно предъявить обществу, которые отвечают за публичную политику Кремля и сами нередко являются фигурами публичными.

И чиновники другого рода – те, что предпочитают оставаться в тени, мастера деликатных дел, которые могут, скажем, разобраться с какой-нибудь нефтяной компанией. Иными словами, официальные стратеги и теневые советники. Такого рода неформализованные интеллектуальные штабы были и у прежнего главы государства. При "раннем Ельцине", в начале 90-х, в "мозговой центр" Кремля входили Геннадий Бурбулис, Сергей Шахрай, Анатолий Чубайс. В середине 90-х круг интеллектуалов изменился: за выработку стратегии отвечали Георгий Сатаров, Юрий Батурин, Михаил Краснов, Марк Урнов, Людмила Пихоя. При "позднем Ельцине" к кремлевскому "мозгу" приливает свежая кровь – появляется еще одна команда под руководством Александра Волошина и Владислава Суркова. Последний наряду с Андреем Илларионовым сохранил свои позиции и при Владимире Путине. Эта преемственность отличает кремлевский стиль от того, как формируется интеллектуальный штаб, скажем, в США (см. справку). Здесь новый президент приходит во власть со своей собственной командой, принципиально отличной от ближнего круга его предшественника – особенно если один республиканец, а другой – демократ.

ДНИ в Telegram