Волошин и Касьянов ищут работу

Сегодня президент страны Владимир Путин обратится к стране со своим ежегодным посланием. Насколько оно окажется судьбоносным для широких масс народонаселения, можно только догадываться. Однако сама дата является весьма значимой по крайней мере для двух отдельных граждан государства эпохи второго ВВП, пишет "Русский курьер". Речь о ярких представителях политического клана, разгромленного действующим президентом под самый занавес окончания своей первой четырехлетки, - двух "семейных": экс-руководителе кремлевской администрации Александре Волошине и экс-премьере правительства Михаиле Касьянове.

Первый из них распрощался с синекурой еще в минувшем ноябре, второй был отправлен в отставку в феврале. С тех пор оба оказались для себя в патовой ситуации. Невыездные, поскольку будучи хранителями госсекретов высшей пробы могут быть выпущены за кордон фактически лишь с благословения лично президента, они заперлись на сохраненных с прежних времен казенных дачах. Слухи из-за стен этих строго охраняемых объектов доносились достаточно противоречивые: от сообщений о глубокой депрессии, в которую впали прежде всесильные персонажи, до намеков на активные поиски ими новых сфер приложения усилий. Во всяком случае, для обоих определяющим сроком должен был стать именно май, когда Путин окончательно разберется с более актуальными внутриполитическими делами и окажется доступен для согласования идей насчет потенциального трудоустройства. Иной вариант изначально признавался эфемерным, коль скоро и Волошин, и Касьянов - весьма значительные фигуры, а также люди команды, победа над которой досталась ВВП слишком трудно, чтобы теперь оставить их безнадзорными.

Дальнейшая судьба Александра Волошина выглядит более-менее определившейся. За ним еще со времен пребывания в Кремле сохранился пост председателя совета директоров РАО "ЕЭС России". Правда, эта его должность в ведомстве, где единолично главенствует Анатолий Чубайс, до сей поры являлась номинальной. Теперь же ожидается, что 30 июня, когда состоится очередное ежегодное собрание акционеров РАО, будет объявлено о переходе Александра Стальевича на штатную работу в энергохолдинг.

Идея сделать из Волошина профессионального энергетика активного отторжения в нынешней администрации президента не вызывает. Существуют, разумеется, нюансы, основанные на разночтениях в мировидении различных группировок и персоналий в ближайшем окружении Владимира Путина. Тем не менее такой вариант признается близким к оптимальному. С одной стороны два искушенных политика Чубайс и Волошин между собой сработаются, как это происходило и прежде. С другой - будут не только друг за другом присматривать, но и одновременно находиться под высочайшим контролем, коль скоро каждого можно в любой момент с поста волевым решением убрать.

Сложнее разобраться с Михаилом Касьяновым, которого в отличие от Волошина еще несколько месяцев назад называли возможным претендентом на кресло президента в 2008 году, признавая за ним не только политический вес, но и наличие соответствующих амбиций. По некоторым сведениям, сам Касьянов, не говоря на этот счет конфидентам ни "да", ни "нет", все-таки активно пытается занять какой-нибудь значимый пост на внутрироссийском пространстве. Конкретно, в банковской системе: как минимум, во главе почти родственного ему Внешэкономбанка, как максимум - в Сбербанке РФ. Оба этих места позволили бы ему опосредованно сохранить политическое влияние на процессы, происходящие в стране, поскольку оба банка уже имеют, а в перспективе лишь упрочат свою роль в формировании умонастроений потенциального электората: ВЭБ обслуживает средства пенсионной реформы, а СБ просто самый крупный российский банк, где хранятся накопления подавляющего большинства граждан и развивается система доступного кредитования населения.

Однако все эти тонкости лучше других понимают в самом Кремле, поэтому подобные замыслы премьера-оставника, мягко говоря, не приветствуют. Так что, скажем, несмотря на прогнозируемую в июне отставку нынешнего главы ВЭБ Владимира Чернухина, вакансию намерены предложить скорее гарантированно лояльному Владимиру Дмитриеву (сейчас - зампреду Внешторгбанка), чем крайне сомнительному Касьянову. Все, конечно, в руках и воле президента, однако, по некоторым сведениям, Михал Михалычу подобрали иной пост. В Кремле хотели бы дистанцировать бывшего главу правительства от наросшего его собственного и "старосемейного" окружения не только профессионально, но и географически. А для этого отправить в Брюссель, откуда зимой был вызван на замену самому Касьянову нынешний премьер Михаил Фрадков. Рокировка была бы не лишена элегантности, тем более, что пост полномочного представителя страны при ЕС (заметим, приравненный по статусу к министерскому) с недавних пор пользуется у чиновничества особым почитанием, а значит предложение внешне не уязвит самолюбия прежнего премьер-министра.

Шоу-бизнес в Telegram