О чем молчит Путин

В среду Владимир Путин выступит с ежегодным посланием Федеральному собранию. О чем оно будет? О программе на второй срок в целом. О том, что стране пора совершать прорыв в будущее. Сегодня уже понятно, что делать. Почти понятно - как. Самый большой парадокс в том, что после всех перестроек, реформ, выборов-перевыборов, 15 лет посттоталитарного, по идее свободного развития - после всего этого совершенно непонятно, с кем, собственно, идти в прорыв, пишут "Известия".

Только свободные люди в свободной стране могут быть по-настоящему успешными. Это основа и экономического роста России, и ее политической стабильности. И мы будем делать все, чтобы каждый человек смог проявить свой талант... Чтобы в стране развивалась реальная многопартийность, укреплялись личные свободы граждан". Эти слова Путин говорил, вступая в должность на второй срок. О свободных гражданах свободной страны. Наверное, ему стало совсем одиноко на вершине выстроенной им за 4 года вертикали власти.

"Народу главное - стабильность", - заметил недавно один из высоких кремлевских чиновников, как бы не соглашаясь с тем, что к стабильности должно прилагаться еще осознание собственных потребностей и задач. "Теперь люди могут планировать", - добавил он. Люди планируют покупку машины и ремонт квартиры. И это прекрасно, что в условиях рынка это стало возможным. Но при этом по-прежнему нет никаких рамок. Чтобы сдвинуть Россию с места, ее нужно немного припугнуть и построить. Припугнули, построили. Вот она - стабильность. Как ею распоряжаются? Бездарно. Стабильностью подавляющее большинство тех, кому она была адресована, воспользовались исключительно для сиюминутного обогащения.

"Большинство не верит в будущее этой страны, поэтому так себя и ведет, - говорит известный российский пиарщик. Полистайте записную книжку, скольких уже нет в этой стране, сколько уехали. Эти люди часто здесь и работают, и зарабатывают. А все равно - уже уехали. У них там дома, семьи, и там они ведут себя по совершенно другим правилам". То есть они знают, как надо себя вести. "Именно в этом произошла консолидация элиты, - продолжает он, - в тотальном неверии в эту страну".

Вот и получается, что президент не верит губернаторам и своему окружению, губернаторы не верят Москве, бизнесмены не верят власти, власть - им, ну и все они вместе не верят стране, в которой работают и иногда - проживают. И тем более не верят народу этой страны. Впрочем, чувство это - глубоко-глубоко взаимное. Скажет ли об этом президент?

Чтобы состоялись реформы, которые уже запустили или вот-вот запустят Путин и его соратники, должен возникнуть слой благодарных потребителей этих реформ. В противном случае - можно ничего и не делать. Как заметил недавно один из кремлевских чиновников, "для наступления полного авторитаризма нужно сделать еще всего несколько шагов, и народ ведь это поддержит". Соблазн - велик.

Однако команда Путина все же думает о другом: об эффективном и не сильно вороватом чиновнике; о конкурентном рынке коммунальных услуг; об эффективной правоохранительной системе (ну хотя бы подобии); институте защиты прав собственности; об осмысленной налоговой системе; о мобильной современной армии. Но во что все это упирается? Любой проект рассматривается почти исключительно как "бюджет для распила", любая программа - как средство для повышения собственной значимости, "капитализации".

Для реформ нужен потребитель. Качественная медицина нужна всему населению, качественное образование - всем от 5 до 40 лет, качественная армия - всем 145 миллионам, все еще населяющим эту страну, а разумная налоговая система - всем, кто зарабатывает от 100 рублей до 100 миллионов. Но зарабатывающие 100 миллионов, казалось бы, должны быть в первых рядах требующих. Более качественного обслуживания; более гуманной правоохранительной системы; более спокойного и безопасного (от дорог до экологии) будущего для своих детей. Они могут не просто сидеть и ждать, когда власть наконец изменится сама и изменит что-то вокруг. Они могут - в отличие от 100 с лишним миллионов остальных граждан, бесправных, равнодушных в своем бесправии или давно смирившихся с ним, - активно воздействовать на жизнь, ускорять эти изменения, направлять их в сторону, более необходимую. Ведь они облечены если не самой политической властью, то ресурсами. Но нет.

За 4 года они научились оправдываться: теперь ведь еще "модно" стало бояться власти, кивая на Ходорковского и оправдывая свое молчание. Мол, вон нашелся умник, и где он, а где мы.

Если же серьезно - все-таки на кого Путин собрался опираться? Кто эти "свободные граждане свободной страны"? Скорее всего, этих людей надо выращивать.

Скажет ли президент, в результате чего в стране может появиться класс тех, кому действительно нужны реформы. Иначе он останется просто президентом, при котором страна перестала расползаться по швам, олигархи перестали диктовать правила игры.

Шоу-бизнес в Telegram