Административная реформа над законом

Вчера депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроекты, узаконивающие административную реформу. Но, как пишет "Коммерсантъ", в принятых документах оказались не закреплены ни разделение функций чиновников разных уровней, ни независимость контрольных органов от правоустанавливающих – то, что, как до сих пор многие полагали, и должно составлять суть реформы. До последнего времени сторонний наблюдатель мог прийти к мнению, что совершенствование управления в свете проводимой реформы будет заключаться в разделении труда между ведомствами разных уровней. Министерства определяют правила игры, службы надзирают за исполнением этих правил, агентства предоставляют обществу (за его же собственные деньги) государственные услуги – при этом предоставление этих услуг с целью экономии госсредств по возможности перекладывается на частный сектор. Смешение правоустанавливающих и контрольных функций бюрократического аппарата нежелательно, поэтому нужно сделать так, чтобы службы были относительно независимы от министерств. В марте нынешнего года трехуровневая система действительно была создана президентским указом. Теперь президент предложил внести соответствующие изменения в законодательство. Можно было понять, что эти изменения закрепят разделение функций и узаконят происшедшую административную реформу. Что получилось в итоге? Вчера в первом чтении был принят проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О правительстве Российской Федерации". Можно было бы предположить, что в нем содержатся четкие формулировки разделения полномочий чиновников разного уровня. Но, там лишь говорится о том, что правительство "распределяет полномочия между федеральными органами исполнительной власти". То есть их еще можно распределять и перераспределять. Говорится также о том, что министры координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в их ведении (в частности, назначают заместителей руководителей этих органов). Таким образом, вместо независимости контролирующих органов от министров получается, что министры сами контролируют контролеров. Говорится также о том, что в число органов власти, руководимых непосредственно президентом, должны войти органы юстиции, так как они обеспечивают безопасность в исправительных учреждениях. Наконец, подчеркивается, что впредь правительство и президент получают право перераспределять функции подчиненных им федеральных органов исполнительной власти и без изменений в законодательстве (точнее, еще до этих изменений). Таким образом, получается, что административная реформа может быть продолжена и по-прежнему не обязана так уж подробно отражаться в законодательстве.

ДНИ в Telegram