Студентов забирают в армию

Сама по себе фраза "сокращение числа военных кафедр в ВУЗах" не может не вызвать беспокойства. Мне самому пришлось прервать учебу в университете на два года, как и всем моим не отслужившим своевременно товарищам. Из тех, кто отправился из университетских аудиторий в казарму, завершили учебу меньше половины. Иное дело - идти на службу офицером-двухгодичником, или "пиджаком". Конечно, это не солдатская служба. И прав побольше, и жизнь повеселее (хотя опять же, куда попадешь). А, кроме того, есть люди, которые своим присутствием в армии принесут ей больше вреда, чем пользы. Они не шпионы и не диверсанты, и не агенты влияния. Они просто по природе своей не офицеры и не солдаты. Они там не нужны. Нельзя сказать, что в военном ведомстве РФ этого не понимают. В сегодняшнем номере газеты "Газета" высокопоставленный источник из МО сформулировал это так: "Лучше нормально готовить тех, кто в армию действительно пойдет, чем тратить огромные деньги на тех, кто к ней никакого отношения не имеет, и иметь не будет". Не разумно ли? Тем более, что тот же источник "Газеты" говорит: "Лейтенант-двухгодичник, попадая в войска, очень часто умеет гораздо меньше, чем солдат-первогодок". Подтверждаю, видел своими глазами, так оно и есть. Итак - сократить кафедры. Но что потом делать с образованными призывниками? Автоматически такое сокращение означает, что, в соответствии с действующим законодательством, получив высшее образование, новоиспеченный профессионал отправится на военную службу, сроком на один год, в звании рядового. Отслужив, он еще года два будет вспоминать, чему его учили в ВУЗе. В армии его будут ненавидеть, потому что ему служить год, а остальным - два. А уж какое удовольствие поиздеваться над интеллигентом с высшим образованием! Но у него есть и преимущество. Он старше, опытнее, умнее, Он грамотнее и понимает, что и в армии есть закон, а у него есть права, и он будет их отстаивать. Но тогда начальство начнет просто "ломать его об колено", потому что в психологии "типового" прапорщика - солдат не человек. "Ах, у тебя высшее образование? Ах, ты у нас лингвист? Физик? Математик? А ну-ка, вымой толчок, образованный! С математической точностью! Зубной щеткой! Чтобы очко манило!" Мотивировка, которую демонстрирует правительству в проекте сокращения военных кафедр на одну треть Министерство Обороны, проста. Кафедры, мол, просто не справляются с подготовкой офицеров. Возглавляет их, кто попало, обучают студентов плохо. И, тем не менее: согласно указу президента № 660 от 10 апреля 2000 года "О призыве офицеров запаса на военную службу в 2000-2005 годах" Министерство обороны получило возможность ежегодно призывать в войска до 15 тысяч выпускников военных кафедр. В прошлом году призвали 10 тысяч "пиджаков", а в этом Генштаб намерен забрать все 15 000. И не на год, а на два. Замглавкома сухопутных войск генерал-полковник В. Молтенский говорит: "В первую очередь будут сокращены кафедры в тех вузах, где не обеспечивается требуемый уровень подготовки, а также там, где слабая учебно-материальная база, которая деградировала в последние десятилетия". Характерно, что недовольства у генерала не вызывает подготовка офицеров запаса в Московском и Дальневосточном военных округах, а вот на Кавказе и в Поволжье все из рук вон плохо. То, что на Кавказе и в Поволжье власти не хочется своими руками готовить кадры для вероятных боевиков - понятно. И то, что в Москве, где много детей российских граждан, которые "равнее других" - тоже понятно и объяснимо. А еще немаловажно то, что офицеры "из гражданских" - очень удобные кадры. Квартир им строить не надо. В армейской жизни они ничего не понимают, корпоративные традиции для них чужды. В чем-то они даже полезны - привносят "культуру". Что станется с ними самими за годы службы, а уж тем более после - военное ведомство не волнует. Первый год их все равно надо переучивать, всегда можно вешать на них всех собак за просчеты, ошибки и нарушения. Солдаты таких офицеров не уважают. Они ведь не профессионалы, а любители, точнее - "любители поневоле". По сравнению с кадровым лейтенантом, который получил специальное образование, они как балерина рядом с боксером. Впрочем, начальник управления воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Валерий Добровольский ответственно заявил: "если мой пост и дальше будет оставаться моим, никаких сокращений военных кафедр я не допущу". России нужны военные специалисты на случай, о котором не хочется думать, но который нельзя сбрасывать со счетов. Может случиться, что страну придется защищать. Пока у нас идет военная "реформа для проформы", пока армия для молодых ребят - "вырванные годы", пока в Вооруженных Силах царит не Устав, а неуставные взаимоотношения, которые имеют место и среди офицерского состава, и покрываются военными же судами, пока прокуроры вопреки Закону, запрещают бегущим из частей солдатам обращаться в Комитеты солдатских матерей, "бегите мол, к нам, а все эти комитеты нам не указ" - остается слишком много вопросов. Так что же лучше: два года в офицерских погонах или год в солдатских? Кроме того, есть еще одно обстоятельство: армии требуется 15 000 "пиджаков" в год. Появляется возможность для "выбора", а при нынешнем уровне коррупции выбор часто будет определяться деньгами. Живыми, наличными, из рук в руки. Попросту говоря - создается почва для коррупции. Так что же лучше? Или есть другие варианты, почему свет сошелся клином на этих двух? Давайте не станем просто, по традиции, возмущаться: "Что там еще придумали эти, в погонах!". Нам ведь нужна армия. И нам нужна хорошая армия, и какой она будет, должны думать мы сами и сейчас, иначе об этом будут думать другие. И если придумают плохо - виноваты все равно будем мы. И отправимся из XXI века в XX. Строевым шагом.

Александр Шаравин, директор Института военно-политического анализа: Совершенно нормальным мне кажется закрытие военных кафедр. Офицера надо готовить в военном училище. Не от хорошей жизни мы призываем офицеров запаса. Лучше пусть студент получит образование, и уже зрелым и образованным человеком послужит год - и в армии люди будут более порядочные, надежные, солдат с высшим образованием - это костяк армии. А офицер - это качественно другая, совершенно не гражданская работа. Увы, система обучения офицеров у нас работает плохо. Выпускники военных училищ, получив звание, немедленно бросают службу, идут в охранные структуры, не хотят служить. Военных училищ у нас предостаточно, и даже боле того - их надо сократить раз в пять. Если каждые три выпускника училища из пяти сразу уходят из армии - зачем тратить на них деньги и время? А значит, надо менять отношение курсанта к службе, менять военную корпоративную культуру. Образование офицера должно быть конкретным, нельзя учить "вообще и всему". Суворов говорил: "учи тому, что нужно на войне". А все остальное, должно быть на втором плане. Это опыт не только мой, весь опыт нашей армии это показывает. Я не думаю, что у обозначения Кавказа и Поволжья, как регионов где плохо работают военные кафедры, есть политическая составляющая. Я был командиром части в военное время. И у меня было 90 процентов личного состава - мусульмане. Гражданских специалистов можно готовить для отдельных специальностей, но не более того. Один живет в казарме пять лет и учится подчиняться и отдавать приказ, а второй проходит два месяца на сборах, и неважно - в Поволжье или в Москве. Ни там, ни там он не станет офицером. А изменение в корпоративной культуре армии - начинается с личной ответственности за свою карьеру. Постоянное тестирование, поощрение самообразования и самоподготовки, продвижение по службе и аттестация должны зависеть не от связей или случая, а от профессионализма и здорового желания быть лучшим.

Алексей Зудин, глава политологического департамента "Центра политических технологий": Я думаю, что институт "двухгодичников" порожден старой советской военной доктриной, предполагавшей всеобщую милитаризацию и многочисленную армию. Этот институт себя изживает. Но путь к нормальным взаимоотношениям между армией и гражданским обществом очень долог, и он чреват неприятностями и потерями - причем и человеческими, и моральными, и интеллектуальными. Единственный путь - это призыв студентов или вчерашних студентов в армию, находящуюся в известном нам состоянии, в армию, о которой мы уже много знаем. Это будет сопровождаться травмами и человеческими трагедиями. Альтернатива - профессионализация армии или расширение удельного веса должностей, которые занимают гражданские люди по контракту, частичная "демилитаризация" самой армии и освобождение для гражданских лиц служебных должностей, не имеющих отношения к собственно военной составляющей. Мне кажется, что для гражданского человека все же лучше два года в офицерских погонах - это все же определенная гарантия от негативной социальной среды. Но вряд ли такой выбор можно считать нормальным с точки зрения личной, уже потому, что теряется два года жизни человека, и с точки зрения общегосударственной, потому что два года специалист не работает.

ДНИ в Telegram