Субъекты федерации прибавляют в весе

None

Первым себя считает, как всегда, Владимир Вольфович Жириновский. Именно он предложил сократить число субъектов Российской Федерации и уравнять их в правах. То есть "обыкновенная" область не должна иметь больше политических прав, чем национальная республика. Шум этот регулярно поднимался перед выборами, но только в Москве, на местах лидер ЛДПР часто говорил несколько иначе - ну, тактика такая, ненаказуемо. Всплеск эмоций вокруг "укрупнения" возник прошлым летом. 20 июня президент РФ Путин заявил, что укрупнение регионов не должно принимать обвальный характер, однако ряд регионов страны является экономически несостоятельными, поэтому их объединение с соседями было бы обоснованным и правильным. При этом все должно было бы делаться по Конституции, а разъединение и объединение регионов Конституция РФ относит к компетенции самих региональных властей. Конечно, можно сделать все просто и быстро, по-жириновски. 13 губерний, губернаторов назначать, тех, что есть, - снять. Но это было бы именно по-жириновски, а не по-путински.

Те, кто сидит в губернаторских креслах по третьему сроку, едва ли могут рассчитывать на четвертый. Назначать в регион "варягов" - раздражать политическую элиту. Назначать местных - так воровать будут, обманывать, а менять часто - тоже не дело, человек в работу вникнуть не успеет. Нужен другой вариант. Железная вертикаль при соблюдении буквы закона и в первую очередь - Конституции, и чтобы комар носа не подточил. Есть ли такой вариант? Оказывается - есть.

Не случайно немедленно после выступления президента начались дискуссии в осторожных, а иногда и не очень осторожных тонах. Уже 5 июля Александр Ткачев, глава Краснодарского края, в прямом эфире не местном ТВ высказался так: "…если Кубань имеет 5 миллионов жителей, то есть регионы, в которых 300, 400 тысяч жителей. По нашим меркам - это одно из краевых муниципальных образований. В то же время регион пользуется абсолютно равными с нами правами - от строки в федеральном бюджете до двух представителей в Совете Федерации. Я думаю, что для уменьшения числа дотационных регионов, для снижения численности чиновников и для более эффективного взаимодействия с федеральным центром необходимо пойти на укрупнение регионов. … Считаю, что Президент рано или поздно выскажет свою однозначную позицию по этому вопросу". Президент уже высказался. Но видимо региональным лидерам требовались некоторые объяснения. Помните ли вы, дорогой читатель, Сухаревскую конвенцию детей лейтенанта Шмидта? Там считалось наиболее выгодным выиграть самый отдаленный и дремучий уголок страны, чтобы по мелочи клянчить деньги. Здесь ситуация ровно обратная. Регион с хорошим доходом на душу населения, с работающей промышленностью, а соответственно - с крупными шансами на инвестиции и процветание вовсе не хочет прикреплять к себе нищего соседа. Другое дело, если регион сейчас так себе, но есть перспектива поискать там какое-нибудь ликвидное полезное ископаемое или биоресурс, или еще что-нибудь полезное в хозяйстве. Глава Красноярского края Александр Хлопонин поддерживает идею укрупнения регионов и официальных назначений губернаторов. Как он высказался перед камерами, присоединение одних регионов к другим - серьезная тема, и она далеко выходит за рамки Таймырского автономного круга и Красноярского края. "Ходят различные цифры, сколько субъектов из 89 в РФ останется - 30, 15. Жириновский вообще сказал 13 и больше не надо. Считаю, что сейчас слишком много субъектов, и государство нуждается в укрупнении регионов", - отметил красноярский губернатор. Что ж, Таймыр - место интересное, в плане геологической разведки. А вот в средней полосе идут другие баталии. Губернатор Орловской области Егор Строев переживает за родные края: "По историческим меркам, - сказал он, - совсем недавно из Орловской области выделили часть территорий, образовав Брянскую и Липецкую. Опыт показывает, что любое такое изменение - болезненный разрыв административных, хозяйственных и иных связей. Не разумней ли продолжать укрепление российской государственности иными способами". А федеральный инспектор по Брянской области Владимир Гайдуков. Он считает, что объединение только навредит Брянщине, превратит ее в провинцию, приведет к естественному оттоку в Орел наиболее ценных ресурсов.

Есть и политические причины необходимости в наведении порядка в "субъектном хозяйстве" - после знаменитого ельцинского высказывания "берите столько суверенитета, сколько сможете унести", суверенитет действительно стали тащить в мешках и возить вагонами. Так образовались "многоэтажные регионы". Тот же Таймырский автономный округ, как часть Красноярского края представляет собой большую проблему: иногда слушается краевую администрацию, а иногда нет. Затем был сделан первый шаг: Субъектов РФ стало не 89, а 88. "Практика показала, что многие из субъектов в экономическом смысле являются несамодостаточными, и это отражается на уровне жизни тех людей, которые живут на этой территории. В Коми-Пермяцком округе и Пермской области люди приняли решение объединиться. Решение правильное, и, конечно, мы будем поддерживать такое решение", - подчеркнул глава государства. Вместе с тем он отметил, что этот вопрос находится в компетенции самих субъектов федерации. "Если люди сочтут это возможным, нужным и оправданным, мы будем поддерживать такие решения", благословил глава государства создание Пермского края. И все же президент заговорил об укрупнении субъектов еще год назад не случайно. Это логическое продолжение его курса на укрепление вертикали власти. В особенности перед тем, как начинать операцию "преемник".

Максим Дианов, директор Института региональных проблем: Инициативные группы схлестываются между собой не случайно. Скажем, ни с кем не хочет объединяться и делиться Ханты-Мансийский Автономный Округ: по наполняемости бюджета ХМАО, Ямало-Ненецекий округ плюс Москва - 25%. Бюджета России. И кормить соседей они не собираются. Кроме того, у многих закаленных и проверенных временем губернаторов кончается возможность переизбираться на третий срок. В связи с этим возникает и личностный фактор, “новичкам” кажется, что можно и нужно начать все сначала. И это очень напряженный момент. Конечно, есть регионы проблемные и регионы приятно обеспеченные. Брать на себя ответственность за нищие территории никому, на первый взгляд, не хочется. Но что такое Республика Атлай по сравнению с Алтайским краем? Звучит совсем по иному! Одно дело - власть над маленьким субъектом федерации, и совсем другое - над огромным, пусть даже не очень богатым. Объедини Иркутскую, Читинскую области и Бурятскую республики - очень даже солидно получится. Есть предпосылки для объединения ряда субъектов в Поволжье: не исключено, что Ульяновская область и Татарстан вполне могли бы быть объединены. Да, одно дело область, другое - республика, но не толкнут же их, в самом деле, национальные или экономические причины выйти из РФ? Да и неизвестно, что будет в национальных республиках через три года. Будь то в республиках или в областях, везде наблюдается одна и та же тенденция: повышается роль местного аппарата, а роль губернаторов снижается. Губернатор, скорее всего, будет "лицом" субъекта, а реальной экономикой и властью будет заниматься правительство, и если иметь в виду вертикаль власти, то такие "правительственные" назначения будут делаться центром, или с его согласия. Объединение Архангельской области с Ненецкой Автономной Областью - целесообразно, и ряда центральных областей России - тоже было бы приемлемо. Если в субъекте будет проживать 5-7 миллионов человек - это эффективное, удобное устройство. А несколько особо ярких лидеров, которых не так просто убрать с их позиций, обязательно пригласят в Москву, и вручат им министерские портфели. Что касается возможного назначения губернаторов, вместо выборов, и угрозы формирования не федеративного, а унитарного государства. И Хлопонин, и Аяцков, и Титов, и Россель часто говорили о том, что губернаторов лучше назначать. Потом появилась точка зрения, чтобы губернатора избирали, а вот мэров и глав местных самоуправлений - назначал сам губернатор. Но я не думаю, что по этому поводу будет принято что-то кардинальное. Губернаторов будут избирать, как и прежде, но все переведут на экономические рельсы, а тогда уже не слишком важны будут многие политические аспекты.

Материал подготовил Андрей Цунский

Напишите автору.

ДНИ в Telegram