Шенген и ВТО - какой ценой?

None

После визита Сильвио Берлускони и Владимира Путина в Липецк перед безнадежными оптимистами снова замаячили миражи: ласковые пограничники с той стороны шенгенской зоны встречают россиян с букетами и распростертыми объятьями. Снова кто-то произнес слово "ВТО", и померещились устремляющиеся ракетным взлетом кверху графики торговых оборотов, а кому-то привиделся мост из Москвы в Европу, и как за великую нашу дружбу английская королева пожалует нас всех генералами… Более реалистичные российские граждане видят возможность некоторого упрощения визового режима, причем в разные страны - разного, и выводы делают не из слов Берлсукони, а из вчерашнего заявления Романо Проди. А что касается ВТО, то люди осведомленные пока не занимают решительных позиций, понимая насколько высока цена вопроса.

Журналисты подходят к таким вещам легче: недавно один обозреватель высказался, что вступление в ВТО будет означать немедленное подорожание всех лекарств и смерть сотен тысяч людей. Подобный подход оставим на совести тех, кто оплачивает подобные публикации, видимо, извлекая из невступления России в ВТО свою пользу. Попросим наших экспертов подробнее разобраться в вопросе виз и вступления в ВТО, а заодно и прояснить ситуацию с лекарствами.

Татьяна Клячко, экономист, член экспертного клуба Первого канала:

Думаю, что введение безвизового режима в принципе в ближайшие годы вряд ли возможно, хотя есть ряд соображений, по которым Европе было бы выгодно визовый режим упростить. Хотя мы и бедная страна, но на туристические поездки россияне тратят в мире столько, что вышли на третье место после американцев и англичан. Закрывать свои страны от России в этом отношении европейцам не выгодно, особенно сейчас, когда Европа переживает не лучшие экономические времена.

В то же время сейчас произойдет некоторое усиление визовых ограничений со стороны стран, вновь вступивших в ЕС - там правительства будут стараться стать “святее Папы Римского” и свято соблюдать все визовые требования, пусть и себе в убыток.

Плохая экономическая ситуация в Европе подвигает европейцев останавливать поток нелегальных иммигрантов и въезда россиян они стараются не допускать - многие выезжающие по туристическим визам затем остаются и работают по демпинговым ценам, что не нравится профсоюзам и правительствам этих стран. Так что есть тенденция и для ослабления, и для ужесточения визовых режимов.

Что же касается ВТО, то это куда более сложный вопрос. Импорт замещает многие товары нашего потребления, четкая оценка того, что мы выиграем, а что проиграем при входе в эту организацию помогли бы нам осознать свое положение и сформировать взвешенную позицию, а пока мы видим перетягивание каната между теми, кто стремится в ВТО, очертя голову, и кто панически боится этого.

Например, приводился пример такой: "при вступлении в ВТО немедленно подорожают все лекарства и умрут все наши старики". Но не нужно все упрощать до такой кондовой степени. Многие наши лекарственные препараты не так чисто производятся, как их западные аналоги, а цены часто растут в пользу ряда чиновников, которым выгоден приток импорта. Повысятся или понизятся цены, и на какие именно лекарства - это сейчас сказать очень трудно. Кстати, какие-то могут и упасть в цене, потому что снизятся таможенные пошлины. А как мы будем производить свои собственные лекарства внутри страны, которые действительно значительно дешевле импортных, соблюдая все требования ВТО - тут нужно будет прикладывать голову. Такая же ситуация относится ко многим отраслям промышленности.

Есть и еще одна причина для волнений. У нас нет достаточного числа специалистов, которые могли бы защищать российские интересы в рамках ВТО, вот что очень важно. Я всегда очень тяжело отношусь к “прикидкам”. Нужно реально исследовать вопрос, рассмотреть разные сценарии. Я не уверена, что нам сейчас выгодно вступать в ВТО, но и не взялась бы говорить про это с кондачка. А интерпретировать любые вещи можно и с той, и с другой стороны.

Иосиф Дискин, сопредседатель Совета по национальной стратегии:

По поводу визового режима все более-менее понятно. Берлускони очень заинтересован открыть дорогу итальянскому капиталу в Россию. Но вопрос решает не он, а Еврокомиссия. И до вчерашнего дня оттуда нам твердили, что правила Шенгена для всех одни, а мы отвечали им: "Врете!". И приводили примеры соглашений о безвизовом и упрощенном визовом режиме. Так, без виз в шенгенскую зону ездят израильтяне, в том числе и арабы, участвующие в террористической деятельности. С Латинской Америкой были такие соглашения. А в отношении России визовый режим был средством давления. И вот вчера Проди наконец сказал, что направит директиву, предусматривающую для отдельных стран облегченный режим получения виз. Но безвизовый въезд, это одна история, облегченный визовый режим - другое. Одни едут в Турцию и в Египет, другие едут на Кипр (вот кто-кто, а Кипр немедленно заключит с Россией такое соглашение). А если говорить о тех, кто едет в старую Европу, то речь идет о 10-20 тысячах человек. И ее решить будет несложно.

Что же касается ВТО, то когда-то нам очень хотелось немедленно туда вступить. Переговоры с ВТО мы ведем много лет. За это время, не было бы счастья, да несчастье помогло, лоббисты разных отраслей стали работать и сформировалась более-менее ясная оценка последствий вступления России в эту организацию. Теперь вопрос уже не в том, стоит ли нам туда вступать. Вопрос в том - на каких условиях. Ну и кроме того, ясно, кто против нашего вступления в ВТО - и это Евросоюз. Если по целому ряду вопросов у нас прекрасное взаимопонимание со странами старой Европы, то ЕС пытается держать нас за горло по условиям вступления в ВТО. Там откровенно людоедская позиция. Есть три позиции, по которым нас пытаются оттолкнуть, это цены на энергоносители, доступ к инвестициям в системы связи и сельское хозяйство. Мы говорим: господа, вы приняли 10 новых стран и дали им время на переходный период, от нас же требуете немедленного выполнения всего и вся. Например, от нас требуется ввести мировые цены на энергоносители - но они и так близки, да и почему, собственно, мы, страна, богатая энергоносителями, должны сами себе продавать их втридорога? И вообще, что за "мировые цены"? Разве они везде одинаковые? К тому же это сильно ударит по нашей экономике. А нам в ответ - "ну, и замечательно!". Это увеличит экспорт из Европы в Россию и создаст облегченные условия для наших конкурентов. Идет битва. Вопрос состоит в том, что мы не можем вступить в ВТО, пока не договоримся со всеми действующими лицами. С Китаем мы договорились. И поэтому наш президент и сказал - что любой ценой мы вступать в ВТО не будем.

Встреча Путина с Проди была прелюдией к саммиту "Россия - ЕС". Надеюсь, что президент обратится к главам правительств. Основные комиссары ЕС это наши старые знакомые, назначенцы прежних социалистических правительств. Но после первого мая появится 10 новых комиссаров ЕС от Прибалтики, Польши и так далее. Нас ждет еще много приключений.

Материал подготовил Андрей Цунский

Напишите автору.

ДНИ в Telegram