Китай хочет наши танки

Вчера в Москву прибыл глава китайского МИД Ли Чжаосин. Едва ли не главной темой предстоящих переговоров может стать вопрос о российских вооружениях для Китая. На протяжении последних 30 лет Китай всеми силами стремился приобрести статус сверхдержавы, и значительно в этом стремлении преуспел, пишут "Новые известия". Казалось бы, у страны есть все необходимые для этого атрибуты: неограниченные людские ресурсы, шестая экономика в мире, ядерное оружие, стабильная политическая система, значительный вес на международной арене, собственная программа пилотируемых космических полетов. Для перехода к заветному статусу не хватает лишь заключительного "штриха" – современных вооруженных сил.

Китай располагает самой многочисленной армией в мире: по разным оценкам, от 2,3 до 2,5 миллионов человек. Аналитики сравнивают Народную освободительную армию Китая с огромной государственной корпорацией. У нее есть свои госпитали, школы, киностудии, телецентры, издательства, оперные коллективы, текстильные фабрики, фермы и гостиницы. Подобные структуры истощают ресурсы оборонного бюджета, составляющего $17,5 миллиардов в год.

Из 5 тысяч боевых самолетов, стоящих на вооружении ВВС, 90% представляют собой копии советских самолетов, разработанных в 40–60-е годы. Даже принятый на вооружение в середине 90-х годов прошлого века перехватчик F-8 "Фэньтен" представляет собой малоудачный гибрид устаревших советских истребителей МиГ-21 и МиГ-23, уступающий обоим по боевым характеристикам (кроме дальности). Новейшая разработка в области военной авиации, истребитель F-10, создававшийся в тесном сотрудничестве с израильскими специалистами, даже внешне выглядит весьма "сырой" конструкцией, несущей печать многочисленных недоделок. Отчасти положение спасают закупки в России многофункциональных истребителей семейства Су-27/Су-30, но эти машины поступают на вооружение в недостаточных количествах, а их освоение в частях идет медленно из-за принципиальной новизны техники. Носители тактического ядерного оружия представлены копиями советских бомбардировщиков Ил-28 (1949 год) и Ту-16 (1956 год).

Еще хуже обстоят дела в сухопутных войсках, составляющих 70% от общей численности. Если современным стрелковым оружием, артиллерией и БМП наземные войска обеспечены в достаточной степени, то положение с танками – основной ударной силой современной армии можно назвать критическим. Абсолютно все китайские танки ведут свою родословную от единственного прародителя – советского Т-54. Напомним, что прототип этой удачной машины был построен в СССР в 1945 году, а на вооружение танк принят в 1949-м. Все попытки модернизировать устаревшую технику, подтянув ее до современных требований, успеха не имели.

Между тем соседняя Индия располагает вполне современными вооруженными силами, включающими технику как российского (советского), так и западного производства. Более того, ей поставляются в достаточном числе самые современные танки Т-90, тогда как Китай много лет безуспешно пытается приобрести в России хотя бы партию более старых Т-72. При этом о "стратегическом партнерстве" с Индией никто не говорит. В чем причина? Вероятно, в отсутствии общих российско-индийских границ, через которые наши танки при неблагоприятном развитии событий двинутся на нашу же территорию.

По мнению военных экспертов, Китай почти на двадцать лет отстает от России и США в области военных технологий. Страна остро нуждается в новых, высокотехнологичных видах вооружения. И получить их КНР может только от России. Страны Евросоюза просто не производят того, что нужно Китаю, а американские системы вооружения не вписываются в существующую инфраструктуру китайской армии. Таким образом, еще 20–30 лет, если ничего не изменится, учитывая зависимость от наших оборонных технологий, отношения России и Китая будут носить преимущественно партнерский характер.

ДНИ в Telegram