Трудности нового кабинета

Новый кабинет министров едва успел отработать месяц, а его руководители уже находятся на грани нервного истощения, сообщает "МК". В Белом доме сейчас стало остромодно сравнивать Фрадкова и К° с легендарным Сизифом. Самое обидное, что реальная отдача от всей этой бури страстей и "вкалывания" министров близка к нулю. Смысл деятельности нового правительства, конечно, вовсе не сведется лишь к смене табличек да перетряхиванию ведомств. Как заявил "МК" высокопоставленный кремлевский чиновник, уже летом-осенью в Думу один за другим станут поступать законопроекты о кардинальной реформе систем здравоохранения, образования и комплектации армии. Проблема в том, что сейчас правительство занято чем угодно, но только не реальной подготовкой этих реформ. Эксперты всерьез опасаются, что в результате нынешних реформ окажется дискредитированным целый ряд идей, которые в случае их нормальной реализации могли бы излечить многие болячки нашего госаппарата.

Между тем попытки радикально сократить количество замминистров отнюдь не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд. Обитатели коридоров власти откровенно признают, что причиной многих наших бед является давно поразивший госаппарат страшный кадровый кризис. Нынешние новации способны эту проблему только обострить. Ведь далеко не все бывшие замминистра согласятся понизить свой статус и пересесть в кресло руководителей департаментов и министерских помощников.

Предложено и разделение функций в соответствии с новой реформой. Министерство политику формирует, агентство ее осуществляет, а служба контролирует ее выполнение. Подобное разведение функций по разным ведомствам нынешнее правительство считает одним из своих главных достижений. На деле новая система позволяет чиновникам перекладывать ответственность на соседнюю контору. Но самое забавное, что добиться реального разделения функций так и не удалось. "Авторы реформы упустили из виду, что в разделенных ведомствах будут сидеть все те же хорошо знакомые друг другу чиновники, — считает бывший помощник премьера Михаил Делягин. — Эти граждане всегда смогут договориться между собой. Кроме того, агентства и службы — это вовсе не независимые организации. Они по-прежнему подведомственны министрам".

Непопулярные социальные реформы сейчас пытается запустить не одна Россия. Нечто подобное в последние два года делают германский канцлер Шредер и французский премьер Раффарен. Их опыт очень поучителен. Большая часть немцев и французов сейчас признает, что для оздоровления экономике нужны решительные и болезненные меры. Но при этом Шредер и Раффарен дико непопулярны и балансируют на грани политического выживания. Конечно, россиян нельзя сравнивать с избалованными западноевропейскими бюргерами. Мы уже почти на надеемся на власть и ждем от нее только неприятностей. Но даже в нашей стране запуск социальных реформ должен был очень тщательно подготовлен.

Для успеха реформ необходимо пять факторов: конкретная программа, политическая воля, профессиональная команда исполнителей, четкая властная вертикаль и продуманное пропагандистское обеспечение.

ДНИ в Telegram