Министров назначили

None

Итак, президент объявил новый состав правительства. Единственным вице-премьером назначен Александр Жуков. Министром иностранных дел стал бывший представитель РФ при ООН Сергей Лавров, министром обороны остался Сергей Иванов, министром финансов - Алексей Кудрин, главой МЧС - Сергей Шойгу, министром экономики и торговли - Герман Греф. Министром сельского хозяйства и рыболовства назначен Алексей Гордеев, министром промышленности и энергетики - Виктор Христенко, министром здравоохранения и социального развития - Михаил Зурабов, министром образования и науки - Андрей Фурсенко, министром культуры и информации Александр Соколов, министром природных ресурсов - Юрий Трутнев, министром юстиции - Юрий Чайка, министром транспорта и связи - Игорь Левитин. Министром внутренних дел стал Рашид Нургалиев. Руководителем аппарата правительства назначен Дмитрий Козак.

Игорь Иванов оставил пост министра иностранных дел и стал Секретарем Совета безопасности РФ.

В основном в правительстве мы видим знакомые лица. Ряд министров сохранил свои посты, Рашид Нургалиев исполнял обязанности министра уже после думских выборов, большинство министров тоже остались на своих местах, не повезло только тем, кто остался без портфеля, потому что портфель уже некуда носить. В новой структуре правительства будет 17 министерств вместо 30, и министров, соответственно, почти вполовину убавилось. С министерским портфелем из политических тяжеловесов простился только Игорь Иванов. Он стал секретарем Совета Безопасности, и это безусловное снижение недавних возможностей. Но - не все так просто и с Ивановым, и с этим органом власти.

ЭКСПЕРТ: Руководитель аналитического департамента "Центра политических технологий" Алексей Макаркин:

- Что касается Игоря Иванова, то его уход из МИДа связан с тем, что идет процесс постепенной ротации людей, пришедших в правительство при Ельцине и не обязанных этим пришествием лично президенту. Лавров - тоже энергичный профессиональный дипломат, хорошо известный в мире, но он будет обязан своим назначением лично Путину. Иванов же был креатурой Е.М. Примакова. Что касается того, насколько "потерял в весе" Игорь Иванов, то важность Совбеза определяется фигурой его секретаря. При Лебеде он ничего не значил, при Сергее Иванове был очень влиятельной структурой. Совбез теперь несколько изменит свою функцию, избавится от милитаристского имиджа и станет в большей степени политическим органом, занимающимся вопросами безопасности в сфере внешней политики.

Самым интересным видится, естественно, укрупнение министерств: те министры, которые потеряли ранг вице-премьеров, казалось бы, понижены в должности - но больше выиграли, чем проиграли. Роль вице-премьерского звена значительно снизилась, "вице" в новом кабинете всего один - новичок Александр Жуков, но зато Христенко получает огромное министерство, Гордееву добавляется отнюдь не бедная сфера - рыболовство, Минфин включает в себя министерство по налогам и сборам (а отношения между этими министерствами были не простыми). Кроме того, премьер раньше приводил с собой двух человек - секретаря и главу аппарата. Синелин, которого рекомендовал в секретари Фрадков, был в той же должности при Касьянове, стало быть, готового кандидата у Фрадкова нет. А главой аппарата назначен Дмитрий Козак, очень близкий президенту, сильный чиновник, влияние которого в правительстве будет очень высоко. Так что премьер будет исключительно технической фигурой. Шойгу остался на своем месте по двум причинам, первая из которых проста: это министерство создано Шойгу, выстроено им под себя самого, он и есть МЧС, и проще было бы ликвидировать МЧС, чем снять оттуда Шойгу. К тому же снимать одного из руководителей "Единой России" со своего поста было бы не вполне корректно.

Что касается сокращения аппарата правительства, то частично кто-то найдет себе работу на "нижних этажах" нового кабинета, но густонаселенными эти этажи не будут: там слишком конкретные задачи, надзорные, контрольные, выполнение услуг. Там не будет особой кадровой ажитации. Ходили упорные слухи о значительном сокращении аппарата, но президент сказал, что аппарат должен превратиться из теневого правительства в инструмент эффективного администрирования, и аппарат перестанет быть учреждением, которое практически дублировало функции министерств, его теперь просто используют в других целях. Так что и большого сокращения, скорее всего, ждать не нужно.

Материал подготовил Андрей Цунский

ДНИ в Telegram