Администрация: главное – квалификация

Еще недавно многие аналитики прочили существенные перестановки в Администрации президента, причем упор делали не на структурные, а на кадровые перемены. Многие фамилии вызывали у политологов ассоциации с различными группировками, "центрами силы", политическими кланами.

Среди кандидатов на увольнение из администрации на первое место ставили Владислава Суркова. Ему "вменялась в вину" и принадлежность к семье, и причастность к успеху блока "Родина", и связь с олигархами, и недостаточная преданность олигархам… Словом, набор обвинений был широчайший, и одно другому соответствовало порой "с точностью до наоборот".

Вчера Дмитрий Медведев, глава администрации президента, вылетел в Сочи, где президент Путин "отдыхал" после выборов. В результате подтвердились те прогнозы, которые Дни.ру опубликовали несколько дней назад. Прогнозы эти касались структурных перемен в президентской администрации. Администрация президента строится по модели правительства "в три этажа". Бывшие заместители главы администрации стали помощниками президента, Под руководителем администрации располагаются девять президентских помощников, два из которых одновременно именуются заместителями главы администрации. "Простые помощники" – это Александр Абрамов, Виктор Иванов, Джахан Поллыева, Сергей Приходько и Игорь Шувалов. А вот заместителями стали вполне предсказуемо Игорь Сечин и… Владислав Сурков.

Сохранили свои должности Игорь Щеголев – руководитель президентского протокола и Александр Громов – пресс-секретарь президента. На третьем уровне администрации - советники президента и обеспечивающие их работу департаменты.

О новой администрации ее руководитель Дмитрий Медведев сказал так: "Она стала более компактной, отвечает современным требованиям. Укрупнены самостоятельные подразделения, уменьшено количество управленческих звеньев. Структура будет лучше стыковаться с новой структурой правительства и больше отвечать новым требованиям, будет более эффективной".

Действительно, убирается принцип параллелизма: так в одно управление, сливаются управления пресс-службы и информационное управление, управление внутренней политики "поглотило" территориальное управление, "срослись" управления кадров и по госнаградам, управление протокола и организационное, управление по вопросам гражданства и по вопросам помилования преобразованы в единое управление по обеспечению конституционных прав граждан. Появилось и одно новое управление, но чем оно будет заниматься, пока неясно: это управление по вопросам государственной службы. А экономическое управление прекратило свое существование – правительством и так руководит президент. "Минойский лабиринт" Старой площади выпрямляет свои коридоры, как и предполагалось несколько дней назад.

Оправдался и прогноз нашего эксперта А. Зудина, который считал просто "страшилкой" возможность безудержного усиления питерских чекистов в центре политической власти России. Заместителями главы администрации стали и "питерец" Сечин, и "москвич" Сурков. И Джахан Поллыева, работавшая еще при первом президенте России, тоже сохранила свое место в администрации.

А вывод напрашивается очень простой. Президент Путин не просто "встал над схваткой". Он чувствует себя настолько уверенно, что в России уже нет политических группировок, центров силы, и политических кланов, способных бросить вызов главе государства. И теперь кадры можно подбирать, руководствуясь в первую очередь не принципом личной лояльности (нелояльность любому обойдется очень дорого). Теперь решающим фактором становится профессиональная квалификация. Без нее принцип персональной ответственности не имеет никакого смысла. С неумехи и взять-то нечего…

ЭКСПЕРТ: Борис Макаренко, первый заместитель генерального директора Центра политических технологий:

- Путин меняет администрацию, но в вопросах кадровых исходит из принципа компетентности. Если он берет людей на работу, значит - уверен в их лояльности. То, что он использует людей, которые работали еще при Ельцине – это не минус, а плюс. То, что при этом он назначает в администрацию людей разных воззрений – это тоже плюс, а кроме того – это вызвано необходимостью. И если для людей типа Сечина на первом месте стоит лояльность, то для Суркова главное качество - компетентность. Необходимость же заключается в простой вещи – страной управлять надо, и управлять грамотно. Я думаю, что все выборы – и прошлые, и этого политического цикла, и управление Думой в течение 4-х лет, и "изготовление" новой Думы (конечно, этим занимался не один Сурков, но его роль в этом процессе была достаточно заметной) – все это и определило его новое нынешнее назначение. Структурное сходство администрации президента и правительства – это не зеркальное отражение, это скорее взаимодополнение – этакий "ласточкин хвост". То, чего нет в правительстве, есть в администрации президента. Власть стала единой. Идет процесс разведения функций. Путин уверен, что и правительство и Дума, и уж конечно, администрация президента – на сто процентов его инструменты. Если тяжесть реформ, в особенности по ЖКХ, окажется чрезмерной и возникнет социальная напряженность, правительством, конечно, придется пожертвовать. Но жертвовать придется в случае чего персональным составом, а не институтом. Если изменится правительство, то структура следующего не будет принципиально меняться. А тогда стабильной останется и вся система.

Материал подготовил Андрей Цунский

ДНИ в Telegram