Самый пафосный этап стратегической командно-штабной тренировки, которая началась на Северном флоте, по некоторым данным, пишет издание "Газета", едва не обернулся трагедией, сопоставимой с гибелью подводной лодки "Курск".
Именно на такие мысли наводит поведение командования учений, наотрез отказывающегося признавать факт неудачной попытки пуска баллистической ракеты с подводной лодки "Новомосковск", за которым с другой субмарины - "Архангельск" - наблюдал лично Владимир Путин. Несмотря на то что о серьезных проблемах, возникших с запуском ракеты, сообщили практически все информационные агентства, руководители маневров заявили, что все прошло в штатном режиме, и признали учения успешными.
Вечером 16 февраля Владимир Путин прибыл в Североморск, переоделся в бушлат подводника и вместе с министром обороны Сергеем Ивановым и главкомом ВМФ Владимиром Куроедовым поднялся на борт тяжелого атомного подводного ракетного крейсера "Архангельск".
Вскоре субмарина отдала швартовы и вышла в открытое море. Президенту предстояла ночь на борту подлодки, а затем военные учения с погружением и боевой стрельбой. Необходимо отметить, что пуски баллистических ракет с "Архангельска" осуществляются более или менее регулярно. Впрочем, на этот раз пуск решено было не производить - в первую очередь из соображений безопасности президента. Вчера днем стало ясно, что служба безопасности главы государства волновалась не зря.
По сценарию учений экипаж подводного ракетоносца "Новомосковск" должен был выполнить из-под воды пуск межконтинентальной баллистической ракеты, которой предстояло поразить цель на камчатском полигоне Кура. За пуском с ходового мостика «Архангельска» наблюдал лично Владимир Путин. Однако пуска не произошло.
Сначала западные агентства сообщили, что при пуске с подводного крейсера "Новомосковск" ракета разрушилась сразу после старта. Потом появилась информация, что ракета не вышла из шахты. Чуть позже агентство "Интерфакс" и ИТАР-ТАСС сообщили со ссылкой на источник в командовании Северного флота, что пуск двух ракет с крейсера "Новомосковск" не состоялся из-за того, что спутник заблокировал сигнал на запуск.
По всей видимости, пишет издание, речь шла о запуске с борта подводного крейсера разведывательного спутника, который в последний момент почему-то "забарахлил". Версия со спутником довольно правдоподобна, если учесть, что 7 июля 1998 года стартовавшая с "Новомосковска" конверсионная ракета-носитель "Штиль" уже выводила на орбиту немецкий аппарат "Тубсан-Н". Правда, есть одно "но".
По плану учений никаких спутников ни из подводного, ни из надводного положения запускать не предполагалось.
Но "Газете" стала известна еще одна версия произошедшего. "Новомосковск" по сценарию учений должен был выполнить учебно-боевую стрельбу из подводного положения баллистической ракеты "Скиф" (РСМ-54). Первоначально планировалось, что "Скиф" стартует в 10.15 утра по московскому времени. Однако на одном из этапов подготовки к пуску произошла "автоматическая остановка циклограммы пуска" - то есть сбой программы ракеты. Экипаж попытался подготовить к пуску в автоматическом режиме резервную ракету, но это ему не удалось. Неудачей закончилась и попытка перейти на ручной режим управления пуском.
В 10.20 командование учений приняло решение об отмене пуска.
Трудно сказать, чем бы могли закончиться дальнейшие попытки экипажа все-таки вывести ракету из шахты. Вполне возможно, что еще одним ЧП, по масштабам сопоставимым с трагедией "Курска".
Уже к вечеру после возвращения Владимира Путина в Североморск главком ВМФ Владимир Куроедов, сопровождавший президента на подлодке, рассказал, что "что все мероприятия прошли штатно, все силы продолжают работу, и завтра Северному флоту предстоит еще один день практической работы в море".
Отвечая на вопрос о том, что же все-таки произошло на "Новомосковске", Куроедов высказался более чем туманно: "Мы отслеживали эту ситуацию, но я не комментирую сплетни". В довершение всего адмирал неожиданно заявил, что никаких реальных стрельб баллистическими ракетами вообще не проводилось. А то, что наблюдал на учениях Верховный главнокомандующий, было обычным "условным пуском". Куроедов пояснил, что условный пуск - это "электронный пуск ракет без практического выхода ракеты из шахты". Правда, главком не уточнил, как именно Владимир Путин наблюдал за "электронно-виртуальным" стартом и зачем для этого ему надо было выходить в открытое море.