Украины больше нет?

None

Эксклюзив: На Украине принята конституционная реформа, большая часть властных полномочий переходит от президента к парламенту. Произойдет ли теперь раскол Украины на запад и восток? На вопрос Дней.Ру ответили ведущие эксперты и общественные деятели России.

Михаил Леонтьев, телеведущий

#{vote} Конституционная реформа ничего не изменила. Кто за нее голосовал? Зачем она нужна? От нее выиграл только Мороз. Перед Украиной стоял выбор не между вариантами конституции, а между двумя президентами. Угроза раскола Украины только увеличивается. И даже если кому-то удастся что-то на этих выборах склеить, раскол уже произошел. Он окончательный, обжалованию и обсуждению не подлежит. Единственный вариант сохранения украинского государства – это решение вопроса с Россией. Главная опасность – это гражданская война, гражданский конфликт, но никто еще почему-то не догадался, что лучший способ его избежать – это сохранить государство, что без участия России невозможно. Событий же радикально меняющих ситуацию, я не вижу. То, что Кучма приезжал на полчаса в московский аэропорт? Ну, пусть себе приезжал. Верно, хотел о чем-то поговорить и проинформировать. Мы ведь должны, как ближайшие соседи, знать, что друг у друга делается?

И вообще. Важно не это. Важно то, что по этому поводу придумали известные господа, а придумали они повторение украинского сценария сначала по периметру наших границ, а потом и внутри его. Следующие пункты в их повестке дня – Киргизия, Казахстан и Россия – это очевидно, просто по расписанию выборов.

Евгений Киселев, главный редактор газеты "Московские Новости"

Я исхожу из того, что, конечно, невозможно было одной из сторон одержать сокрушительную победу "на уничтожение соперника". Какой-то компромисс был неизбежен. Что получается теперь? Тот приз, за который бились Янукович и Ющенко немножко "полегчал" в цене. Разумеется, ситуация изменилась. С другой стороны, победа Ющенко будет означать развитие политического успеха его сторонников и станет безусловно политическим, психологическим трамплином для того, чтобы развить успех на парламентских выборах.

Конечно, есть много вопросов. Непонятно, кто выиграл, а кто проиграл, не до конца ясно, что будет с господином Януковичем, и кого вообще выдвинут в новые премьеры Украины. За этот пост будет отдельная острая схватка. Непонятно, что будет с Кучмой, непонятно, какую роль будет играть Юлия Тимошенко, а ясно, что она на радикальном крыле оппозиционных сил очень яркий и сильный политик. Пока у меня ответов меньше, чем вопросов. Настоящие, главные события начнут развиваться уже после 26 декабря.

Угроза раскола Украины была настолько реальна, что сковывала обе стороны по рукам и ногам. Как бы громко ни митинговал майдан и сколько бы у меня лично ни было радости за этих людей, но умом каждый понимал – хоть три миллиона людей выйди на майдан и Крещатик – это не смогло бы переломить неприятие Ющенко восточными украинцами.

Угроза была, и она заставила обе стороны ответственно подойти к поиску компромисса. Моральная победа одержана все равно сторонниками Ющенко. Что бы ни говорили некоторые наши политологи, политтехнологи и политики, так легкомысленно бросившие весь свой политический багаж на алтарь победы Януковича, про злокозненных западных разведчиков и прочих "жидомасонов", понятно, что никакие фонды Сороса, и никакие эмиссары и разведчики не могут вывести такое количество людей на улицу и устроить такой искренний и масштабный протест. И то, что результаты второго тура отменены – это огромная моральная победа.

Мне кажется, что в российской внешней политике возникла тревожная тенденция на пересмотр наших отношений с Западом в направлении большей конфронтационности. Я не думаю, что это в долгосрочной перспективе в интересах нашей страны. Поскольку никто еще не объявлял об отказе от либеральных экономических реформ, то, если они будут продолжаться, неизбежно возникнет конфликт интересов. Придется либо сворачивать эти реформы, либо корректировать внешнеполитическую линию.

В украинских событиях значительную роль сыграло телевидение. Что касается того нашего ТВ, которое ловится на Украине, то это в значительной степени привело к известной теперь развязке. У меня нет никакого сомнения, что телевизионная политика формулируется в Кремле, и какие-то существенные изменения на телевидении могут произойти только в случае если а) в Кремле будет принято политическое решение изменить существующее положение вещей, либо б) в стране разразится политический кризис, подобный украинскому. На сегодняшний день я не вижу возможности для второго варианта.

Марат Гельман, координатор России-2

Я считаю, что раскол маловероятен, и главным сигналом стало голосование за реформу. За нее проголосовали, и восточные регионы уже не будут иметь формального повода не признавать новую власть и уйти из-под ее управления.

Но Россия на примере Приднестровья показала, что для нее международные обязательства важнее территорий, и не протягивала имперские длани ни к Приднестровью, ни к Абхазии. Если говорить об оптимальном варианте – это федерализация Украины, и постепенное срастание этих двух социальных групп, из которых она состоит, в единое государство. Федеративное устройство позволит снять противоречия внутри парламента.

Последняя неделя была неделей торгов и шантажа. Кучма шантажировал тем, что он может придать всему происходящему некую легальность, Ющенко, как всем понятно, был доволен – при переголосовании он выигрывает. Важна позиция Тимошенко. Ее цель – кресло премьер-министра. Теперь, коль скоро премьера будет выбирать парламент, то ее никто не выберет, некоторые шансы у нее были, только если бы премьера мог назначать Ющенко лично – он ей многим обязан. Думаю, что теперь она проиграет, Интерпол официально завел на нее дело, она "в розыске", и есть формальный повод отказать ей.

Мороз, у которого в принципе более-менее нормальные отношения с "эсдеками", может рассчитывать на то, что парламент выберет его как компромиссную фигуру. Есть еще и команда Ющенко, которая попробует провести своих кандидатов в премьеры. Но мне не кажется, что первое правительство будет долгим. Сейчас ведь важнее создать иллюзию народного коалиционного правительства, и покрепче схватить все рычаги власти.

Главный выигрыш пока у спикера Рады - это он сделал парламент основной площадкой, где делается вся политика, суд и улица уже не такие важные площадки. На Януковича обращать внимания вообще не надо. То, что он идет на третий тур, имеет смысл, только если смотреть на ситуацию через грядущие парламентские выборы: тогда его цель – сохранить за собой неформальный статус лидера Востока, чтобы получить на парламентских выборах неплохой результат.

Гейдар Джемаль, председатель Российского исламского комитета

Принятие конституционной реформы – интересное изменение, которое показывает общую тенденцию дистанцирования от Москвы и вступления Украины в Евросоюз, потому что это разрыв с советско-тоталитарной моделью управления, победа той украинской традиции, которая основана на магдебургском праве и традициях Сечи.

Это можно только приветствовать, потому что это отразится и на ситуации в России. На фоне российских административных реформ и выстраивания чиновничьей вертикали это мощный шаг демонстрации того, по какому пути следует идти тем, кто желает человеческих свобод и свободного общечеловеческого развития.

Я думаю, что риск раскола хотя и существенно уменьшился, но полностью не исчез – в любой момент могут найтись силы, которые готовы воспользоваться отсутствием взаимопонимания. И эти силы снова могут раскрутить противостояние двух частей Украины. Я обратил внимание на то, что в России нашлись силы, которые выразили свою готовность вмешаться – и это были донские казаки, что меня очень насторожило. Это ведь не самодеятельное образование, это федеральная структура под руководством генерала Трошева! Но энтузиазм восточных областей и их склонность к конфронтации значительно слабее, чем у сторонников Ющенко, и у "восточников" может не хватить такого энтузиазма, если конечно этому не будут помогать извне путем направленных провокаций.

Если вспыхнет реальное противостояние, то это будет прежде всего невыгодно российской власти, потому что будет представлять собой угрозу ее политическому будущему. Это ведь даст иностранным государствам повод для прямого вмешательства в ход событий в Украине. А конфронтация может перекинуться и на нашу страну. Мне кажется, что наше руководство уже заняло осторожную, взвешенную позицию, и поэтому возможность того, чтобы какие-то силы стали играть на наращивании противостояния, не велика. Слишком большой риск, чтобы позволить себе какие-то авантюры.

На сегодняшний день украинская мина почти обезврежена – но не полностью. И это не исключает, что аналогичная ситуация не возникнет в другой точке ближнего периметра России, потому что власть продолжает пытаться вести политическую игру в прилегающих территориях, вмешиваться в события. Это нашло отражение в словах президента Узбекистана Ислама Каримова, который сказал, что, по его мнению, вмешиваться в украинские события России опасно. Это говорит о серьезном понижении удельного политического веса России вследствие неудачной игры в Украине, в Грузии и в Абхазии.

Алексей Митрофанов, депутат Государственной Думы (ЛДПР)

При такой неактивной позиции России никакого раскола на Украине не будет. И украинская элита очень осторожна, и мы не подогреваем это дело. Кроме ЛДПР, и нескольких настоящих патриотов никто не призывает к этому. А почему Украина должна быть единой? Почему восточная Украина должна терпеть власть "западенщины"? Но… Запад (не украинский, а "большой") - против, в России – неясность. У процесса должен быть локомотив. Но Янукович не локомотив. Почему Янукович в Харькове не призвал к этому?

"Создаем свою, восточно-украинскую республику, все политические дрязги пусть остаются в Киеве, а мы тут сами решим, как нам жить!" Но нет. К решительным действиям никто не готов. К сожалению, этот проект пока не осуществим. Решение суда – это полное пренебрежение юридическими нормами, принятое с точки зрения политической революционной целесообразности, нигде в мире не было прецедента третьего тура – и всем на это наплевать. У Януковича был шанс стать Богданом Хмельницким, но он как был начальником автобазы, так и остался. К сожалению, начальники автобазы быстро Богданами Хмельницкими не становятся. Так что поделать тут уже нечего.

Конституционная реформа с большим плюсом для парламента всегда дает одно – богатые лучше контролируют свои интересы, когда ни у кого нет решающей власти. Это гарантия "донецким" перед тем как Ющенко выиграет выборы. "Донецкие" получили определенную гарантию, что они будут что-то контролировать. Что-то контролировать. Большинства у оппозиции ведь явного нет. А что касается России… Какая-то Россия выиграла. Те, кто считал, что Украину надо было разрезать – не выиграли. Те, кто считал, что любыми путями нужно погасить конфликт – выиграли.

Владимир Жириновский, председатель ЛДПР

Нам нужно идти тем же путем. Объявлять референдум весной 2005 или 2006 года и переходить к парламентской республике, срок полномочий депутатов пять лет, выборы только по партийным спискам, ликвидировать верхнюю палату, как на Украине, и во многих странах мира ее нет. Избирать президента на заседании палаты, вместе с ним назначать председателя правительства, утверждать состав правительства, и вместе с президентом утверждать глав субъектов федерации, а одновременно нужен референдум.

Он должен привести к укрупнению территорий, 30 губерний по 5 миллионов человек. У нас будет простая, более удобная, логичная схема управления страной, более чистая, прозрачная, открытая. Тогда будут исключены те дурацкие решения, которые были 13 лет назад в Беловежской пуще. Трое собрались: Ельцин, Шушкевич и Кравчук. Три парламента никогда бы эти решения не приняли.

Надо отойти от роли личности, когда под личность все подлаживаются, все подхалимничают. Перед парламентом никто не будет подхалимничать. Там разные депутаты и они коллективный орган: их - 450. У нас два пути - Белоруссия или Украина.

Вот Белоруссия пошла по пути укрепления единоличной власти. А если будет парламентская республика и в России, и в Белоруссии, и Украине, мы быстрее создадим единое правовое поле, экономическое пространство и выборы будут реже.

Раз в год они могут собраться в Кремле и давать оценку того, что происходит в стране. Это будет уже 1000 человек - исполнительная власть, законодательная, и все судьи, конституционный, верховный, арбитражный - представители рабочих, крестьян, интеллигенции, спортсменов, культуры, инвалидов, обороны. Политическая элита будет принимать все решения. Идеальный вариант – перейти к парламентской республике, и мы будем всячески этому способствовать.

Николай Сванидзе, ведущий телепрограммы "Зеркало" (канал "Россия")

Вопрос целостности Украины значительно смягчен, найден компромисс, при котором обе стороны что-то теряют, но раскол с повестки дня снят. Конечно, очевидно, что будет третий тур выбора, что значительные шансы на победу у Ющенко, повышается рейтинг и полномочия премьер-министра, и ясно, что это будет человек Кучмы. Я не уверен, что Янукович, и не обязательно это будет Янукович – но человек Кучмы. Реформа и не шаг вперед, и не шаг назад, это шаг в сторону, чтобы снять напряжение и стабилизировать ситуацию. Ментально для стран постсоветского пространства президентская республика органичнее. Психологически она жизнеспособнее. Но кто знает? Вдруг у украинцев получится?

Хотя в последнее время в ближнем зарубежье Россия утрачивает позиции, Украина уникальное государство, и поэтому вряд ли мы можем ждать чего-то подобного в других сопредельных странах. Украина очень велика, она ориентируется на Польшу, и на Запад, помимо России, у нее, несмотря ни на что достаточно крепкая общая культура. Но у нас есть еще, например, Белоруссия. Все, что происходит в Украине, может радовать или не радовать нас, но крови там нет, слава Богу. А вот в другой стране может дойти и до этого, по другим сценариям, по другим причинам. Но все еще будет зависеть от позиции России. То, что произошло, нельзя назвать триумфом российской внешней политики, согласитесь… Если мы и в дальнейшем будем такими же неграмотными и будем действовать также грубо, то все может быть.

Олег Табаков, народный артист СССР

Оценивать руководство России ли, Украины ли – задача для людей либо неинтеллигентных, либо зарабатывающих кусок хлеба трудом политолога. Трезвости и ума у народа независимой Украины хватит, чтобы понять, что по частям им станет жить хуже, чем сейчас, когда они живут вместе. Для меня, поскольку я на четверть украинец, вся ситуация ужасна и без этого раскола. Достаточно и того, что Украина и Россия оказались по разные стороны границы. Выбор сделан, хотя была ли мудрость в умах людей, которые приняли эти решения, проверят на своем опыте и на своей судьбе их потомки. А насчет нынешнего "раскола" убежден, что в решающий момент достанет и ума, и трезвости, и расчета житейского - пример Югославии должен бы остудить самые горячие головы.

Экспертный опрос подготовил Андрей Цунский.

Шоу-бизнес в Telegram