Путин дообъяснился

Президент Владимир Путин в интервью представителям трех российских телеканалов рассказал, чем руководствуется федеральный центр, предлагая изменения в системе государственной и политической власти. "Есть проблема недообъяснения" - одна из ключевых фраз, сказанных Путиным в интервью, пишут "Известия". Президент предложил три основных соображения, требующих реформы властной системы: угроза дезинтеграции страны, внутренние недостатки самой системы и борьба за экономическую власть на региональном уровне. Президент напомнил, что силы международного терроризма ставят перед собой весьма масштабные цели - "например, по созданию пресловутого халифата". Последствия, подчеркнул глава государства, были бы абсолютно неприемлемыми: "Это для нас означает потерю крупных территорий, прежде всего на юге страны, и возможную дезорганизацию всего государства". Вторая причина - низкая эффективность работы системы, в которой формирование одних звеньев исполнительной власти оторвано от других. В итоге - сбои, в качестве примера которых президент привел Карачаево-Черкесию. Ситуацию в ней он охарактеризовал как борьбу "местных региональных кланов за сферы влияния и за попытки использовать рычаги власти и управления для решения экономических задач и передела собственности". Тесно связана со второй третья причина: попытка ограничить влияние региональных экономических элит. "В последнее время я с тревогой наблюдаю за процессом возрастающего влияния экономических групп и различных экономических кланов, за ростом их влияния на региональный уровень управления", - объясняет свое решение Путин. Это объяснение еще не звучало ни разу, и оно как раз идею отказа от прямых выборов делает куда более понятной, нежели соображения борьбы с терроризмом, пишет издание.

Другое дело, что новая схема вовсе не гарантирует полную независимость предложенного Москвой губернатора от местных экономических элит. Главы регионов, получившие свои посты в последние два-три года, в той или иной степени и так проходили через контроль Москвы. При новой схеме Кремлю придется уже не выбирать наименьшее зло из списка имеющихся кандидатов, а самостоятельно этот список формировать. Причем скорее всего - с учетом мнения местных элит, в том числе и экономических: человеку совсем "со стороны" во многих регионах гарантированы проблемы, несмотря на всю величину путинского рейтинга. Так что "некоторая недообъясненность" механизма реформы остается. Зато новые главы регионов получат кресла в Совете федерации, утерянные региональными лидерами три года назад. Глава государства предложил вернуть в верхнюю палату губернаторов и глав законодательных собраний, но, как пишут "Ведомости", лишь для решения "общенациональных задач". К ним, по мнению президента, относятся войны или перемирия, установление границ между регионами, использование российских войск за границей, участие российской армии в зарубежных миротворческих операциях и утверждение бюджета. А всю "текущую работу все-таки нужно проводить на постоянной и профессиональной основе".

Во вчерашнем интервью трем российским телеканалам, текст которого размещен на президентском сайте, Путин сказал, что "было бы вполне обоснованно вернуть руководителей регионов и руководителей законодательных собраний" в Совет Федерации, но лишь для решения "общенациональных задач". К ним, по мнению президента, относятся войны или перемирия, установление границ между регионами, использование российских войск за границей, участие российской армии в зарубежных миротворческих операциях и утверждение бюджета. Остальные задачи сенаторы должны решать в обычном режиме — на "постоянной и профессиональной" основе.

Путин не имел в виду реформу верхней палаты российского парламента, полагает источник "Ведомостей "в администрации президента. Губернаторов и спикеров региональных парламентов просто будут приглашать на "специальные заседания" по перечисленным президентом вопросам, добавляет чиновник. Спикер Совета Федерации Сергей Миронов уже поддержал предложение. А вот у юристов, самих сенаторов и региональных чиновников и депутатов неожиданный подарок вызывает пока лишь удивление. "Юридический смысл словосочетания "вернуть в Совет Федерации" может быть только одним: губернаторы и спикеры должны стать членами Совфеда", — говорит председатель сенатского комитета по конституционному законодательству Юрий Шарандин. Кроме того, Конституция однозначно определяет количество сенаторов и круг вопросов, которые относятся к ведению верхней палаты парламента — "они не могут быть более важными или менее важными", добавляет он. Но членство губернаторов и спикеров в Совфеде противоречит постулату о работе сената "на постоянной и профессиональной основе", недоумевает Шарандин. "Мне непонятно, как по одним вопросам могут работать руководители ветвей региональной власти, а по другим — их представители", — говорит спикер Мосгордумы Владимир Платонов. Лучше бы президент предложил вернуться к прежней схеме работы губернаторов и спикеров в сенате, мечтает губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, или ввел бы выборы верхней палаты по мажоритарным округам. Другой вариант — сделать нынешних сенаторов "экспертами", готовящими все документы, а губернаторам и спикерам вернуть право "нажимать на кнопку", рассуждает один из сенаторов. Но все эти радикальные реформы Совету Федерации "не грозят", убежден вице-спикер Госдумы от "Единой России" Вячеслав Володин.

Коснулся президент и темы выборов в Госдуму по партийным спискам, объяснив нововведение тем, что все равно те, кто приходит в парламент, вынуждены прибиваться к той или иной партийной фракции или группе. "Пускай сразу скажет, к какой политической группе и к какой партии он примкнет, до того, как его изберут", - подчеркнул Путин. Конституцию же президент предпочитает не менять - ни сейчас, ни "в среднесрочной перспективе". По его мнению, основной закон "позволяет нам сформировать органы власти и управления таким образом, который мы считаем целесообразным, но в то же время создает определенные рамки и ограничения, связанные как раз с соблюдением принципов демократии".

ДНИ в Telegram