Главным в России станет премьер?

Переустройство России подразумевает создание унитарного государства с лидером, которого выбирают не граждане, а парламентское большинство. Такие нововведения могут последовать вслед за новыми правилами парламентских выборов и назначения губернаторов. Как пишет "Независимая газета", республики упразднят, число регионов уменьшится втрое, а Госдуму готовят к досрочному роспуску. Стоит, однако, отметить, что официальные лица подобную информацию опровергают. Спикер Госдумы Борис Грызлов заявил во вторник, что Госдума четвертого созыва не будет распущена досрочно.

Но, как пишет издание, информация о наличии плана переустройства страны появилась еще осенью 2003 года. По словам источника газеты из окружения тогдашнего вице-премьера Виктора Христенко, была подготовлена аналитическая записка, в которой расписывалось по пунктам, как сделать премьера реальным главой государства. По данным издания, курировал разработку этой программы тогдашний глава президентской администрации Александр Волошин. Поручения на проработку отдельных пунктов – модели объединения регионов, перехода к пропорциональным выборам в парламент, создания собственно парламентской республики, зондирования общественных настроений – были розданы различным научно-исследовательским институтам и центрам. Но общий замысел держался в строжайшем секрете. Впрочем, еще год назад поверить в возможность столь радикальных политических преобразований было довольно трудно. Ссылаясь на заявления руководителя сектора изучения элиты Института социологии РАН Ольги Крыштановской "Независимая газета" пишет, что Россия в скором времени станет парламентской республикой, а по территориальному устройству – унитарным государством. Обсуждается такой проект и в Центризбиркоме. Член ЦИКа с совещательным голосом от КПРФ Вадим Соловьев еще две недели назад рассказал изданию, что дело идет к созданию партийного правительства и, таким образом, "вопрос о третьем сроке для Путина будет решен, проблема срока вообще снимается".

Существует не так много легитимных способов сохранить власть у действующего главы государства. По сути, есть два универсальных сценария – белорусский и нереализованный украинский. Можно пролонгировать полномочия президента (или добавить ему новый срок) с помощью референдума, как это делается в Белоруссии и Средней Азии. Или использовать модель, которую разрабатывали, но не успели внедрить на Украине: все основные полномочия передаются избранному парламентом главе правительства. Реакция Запада на белорусскую модель показала, что этот путь слишком рискован не только с имиджевой, но и с экономической точки зрения. А вот против парламентской республики европейским политикам возражать будет труднее: похожая модель действует и в Германии, и в Италии, и в Израиле.

Проблема возникает другая – как объяснить, что новый принцип формирования высшей власти делается не "под Путина", а по объективной необходимости? Такая предпосылка возникнет лишь в том случае, если принципиально иным будет все политически-географическое устройство страны. То есть на месте сложносоставной федерации с национальными республиками появится моноцентричное государство, одна большая республика – которой становится проще управлять, которой может управлять один парламент и назначенный им премьер. А программу по слиянию регионов могут быстро осуществить только президентские назначенцы, прямые подчиненные Путину, во всех губерниях. При этом Госдума должна быть однородной, без одномандатников, представляющих свои республики и области. Пока же на Охотном Ряду искомого расклада еще нет.

ДНИ в Telegram