Полит-бокс: Глазьев против Рогозина

С середины прошлой недели обменивались весомыми словесными ударами лидеры блока "Родина" Сергей Глазьев и Дмитрий Рогозин. Если бы дело происходило на ринге, и удары наносились бы руками, пусть даже в боксерских перчатках, бой выглядел бы весьма эффектно. Телевизионная составляющая конфликта вообще очень интересна. Сюжеты о подкупе подписантов (Сергею Глазьеву необходимо собрать 2 миллиона подписей граждан РФ для самовыдвижения в качестве кандидата на пост президента РФ) были скупы и коротки, самой длинной и содержательной их частью был сам Сергей Глазьев, который рассказывал, что-де чуть ли не лично знает провокаторов, что ему известны некие коммерческие фирмы, которые занимаются этим делом, и что он ведет собственное расследование по этим позорным фактам, дабы наказать тех, кто пытается бросить тень на его доброе имя. И все же выглядел Сергей Юрьевич так, как будто в чем-то оправдывался. Казалось, он торопится предупредить чей-то отнюдь не джентльменский удар в спину.

Глазьев и Рогозин - очень разные люди, с разным политическим прошлым. Рогозин имеет опыт думской работы и опыт работы в международной политике. Глазьев в значительной степени кабинетный ученый, но имеет и опыт работы в правительстве (весьма давний, но эффектный - в 1993 году он подал в отставку с министерской должности в знак протеста против разгона парламента), и опыт работы в Думе. Один из лидеров в большей степени - лабораторный интеллектуал, другой - напористый "народный трибун", сын генерала, с яркой патриотической позицией, порой переходящей за грани здорового национализма. Два таких разных лидера не могли бы спокойно ужиться в одном блоке.

Грянувшая в середине прошлой недели история с подписями в пользу Глазьева может быть и провокацией со стороны Рогозина, его тузом в рукаве - слишком уж активно он добивался выдвижения в кандидаты от блока "Родина" Виктора Геращенко. В Нижнем Новгороде кто-то якобы собирал в поддержку Сергея Глазьева подписи, необходимые для самовыдвижения кандидатом в президенты, и оплачивал их.

То, что у нас есть давняя практика скупки подписей в подобных случаях - это секрет Полишинеля. Студенты по всей стране подрабатывают в сезон выборов именно на сборе урожая автографов, причем им выделяются средства в том числе на покупку подписей. Понемногу занимаются этим практически все пи-ар компании и фирмы. Это так же общеизвестно, как и то, что на те деньги, которые предусмотрено тратить на выборах по закону, провести полноценную кампанию невозможно. Выборы - всегда чей-то "сенокос", на них всегда крутится большое количество "черного нала". Разумеется, когда в подкупе избирателей обвиняют кого-то конкуренты, это естественно. Но даже предположение, что соратник по одному избирательному блоку и думской фракции может подставить своего ближайшего (в глазах общества) товарища по политической борьбе, сделав достоянием гласности именно эту сторону его избирательной кампании, кажется невозможным. Но только на первый взгляд.

Блок "Родина" начинался с Сергея Глазьева, именно он первым призвал народно-патриотические силы объединяться. Затем появился Дмитрий Рогозин и начал активную работу, причем постепенно захватывал внутри блока позиции Глазьева, отодвигая его все дальше и дальше. Вместе с тем Кремль, не спускавший глаз с формирующейся новой левой силы, был скорее заинтересован в том, чтобы она была более левой, чем националистической. Энергия Рогозина сместила проект именно в последнюю сторону. Националистические и патриотические силы тоже неплохо собрать вместе и контролировать, но левая составляющая политического спектра для Кремля важнее - национал-патриотов Кремль может собрать и самостоятельно. Как говорится, что выросло, то выросло, но выпускать такой проект из рук никто в здравом уме не станет. Другое дело, что внутри самого проекта могут возникнуть противоречия, приводящие к скандалам и склокам. Вот хроника последней склоки, помимо истории с подписями.

Сначала Дмитрий Рогозин провел Сергею Юрьевичу хороший удар справа, и Глазьеву трудно было бы устоять на ногах: Рогозин выступил с обращением, в котором заявил, что блок не выдвигал Сергея Глазьева в президенты и не будет его поддерживать. Но Глазьев на ногах удержался и ответил достаточно зрелищным кроссом: после заседания фракции "Родина" он заявил, что решение высшего совета о его поддержке в случае отказа в регистрации Виктора Геращенко все-таки было. А вечером Глазьев уже рассказывал по телевизору, что враги нарочно, чтобы его, Глазьева, скомпрометировать, собирают подписи в его поддержку на президентских выборах за деньги.

В субботу Глазьев начал второй раунд мощным свингом: "Поспешные и непродуманные заявления некоторых функционеров высшего совета блока "Родина" не идут на пользу общему делу", - прозвучало от имени пресс-службы блока и от лица Глазьева. Но закаленный в Европарламенте Рогозин немедленно отреагировал зубодробительным и коварным апперкотом: "Я не хочу участвовать в склоке с Глазьевым, но и превращать фракцию "Родина" в центр антипутинских сил не дам", - заявил господин Рогозин. (Блок блоком, но замахнуться на самое дорогое, что у нас есть?!) На этом бой практически закончился. Глазьев опроверг предыдущее свое заявление, клятвенно заверил, что ничего подобного не говорил сам, и другим не советовал, в общем "никого не делегировал от своего имени делать это заявление и расценивает его как грубую провокацию", и вообще данный документ был направлен "на провоцирование противоречий внутри избирательного блока". Однако и победой Рогозина бой не закончился. Глазьев продолжает собирать подписи, Геращенко отказано в регистрации. Скорее всего, если Глазьев будет зарегистрирован, блоку просто придется его поддержать, если его руководство хочет сохранить лицо, да что там лицо, если оно не хочет довести дело до распада блока заодно с фракцией в Думе.

Почему-то кажется, что до этого не дойдет. Слишком уж быстро прекратился поединок, словно невидимый рефери коротко и властно бросил: "Брэк! По углам!" Кто является этим рефери - догадаться нетрудно. Равно как понятно, что этот рефери имеет виды на продвижение Сергея Глазьева, а не кого-то другого в качестве кандидата в президенты от своего левого проекта, и лишних скандалов допускать не собирается. То, что блок "Родина" строго контролируется, уже невозможно скрыть, слишком многие факты были вынесены на глаза общественности за короткое время из-за неуживчивости двух лидеров. Кто из них будет признан виноватым, тоже можно предположить - того, на кого ориентировали дальнейшее развитие проекта, менять не станут.

ЭКСПЕРТ: Алексей Зудин, глава политологического департамента Центра политических технологий:

- Конфликт между Глазьевым и Рогозиным переводит в практическую плоскость вопрос о существовании самого блока и фракции "Родина" в Думе. И далее возможны два сценария развития событий. Первый: конфликт доходит до своей кульминации, происходит разрыв между лидерами, распад блока и фракции в Думе. Второй вариант прямо противоположный: несмотря на этот конфликт, чем бы он ни закончился, блок и фракция сохранятся. Первый вариант был бы более реальным, если бы Глазьев и Рогозин представляли собой самостоятельных, автономных игроков, но таковыми они не являются. Последний эпизод их политической карьеры проходил под политическим патронажем со стороны Кремля, а Кремль, помимо президентских выборов, интересует будущее КПРФ и вообще левого фланга. Итоги выборов в Государственную Думу справедливо оценивались как крупный шаг Кремля по реформе левых сил в России, и скорее всего, кураторы "Родины" не захотят терять тот плацдарм, который у них появился в Думе и за ее пределами.

Прогнозировать индивидуальное поведение Глазьева и Рогозина было бы не осмотрительно, но будущее того политического проекта, с которым они оба связаны, более определенно, и, несмотря на все конфликты, блок и фракция сохранятся. На фоне успехов в Госдуме сформировалось завышенное представление о возможностях Глазьева. У Сергея Глазьева есть бесспорные политические достоинства: его опыт, научная подготовка, но вся его крупная карьера строилась с использованием чужих ресурсов - ресурсов КПРФ, затем Кремля. Конфликт с Кремлем приведет к тому, что Глазьев лишится своего важнейшего ресурса. Представляется сомнительным, что после того, что произошло, коммунисты с распростертыми объятьями примут его обратно. В своем поведении в рамках конфликта с Рогозиным и политическими патронами "Родины" поведение Глазьева ограничено, и здесь все зависит от того, смогут ли эти политические патроны выстроить по отношению к "Родине" и к Глазьеву единую линию. Если она будет выстроена, то никакого распада блока не произойдет, равно как и не будет никаких хороших для Глазьева результатов на президентских выборах. Он либо не сможет собрать подписи, либо наберет совсем не то количество голосов, на которое рассчитывает.

ДНИ в Telegram