Что сказал Джордж Буш

None

Джордж Буш обратился к Конгрессу США с традиционным ежегодным посланием о положении страны. Традицию подобных выступлений позаимствовали и в России. Другое дело, что и стиль самих посланий, и их восприятие в наших странах несколько отличаются. В России послание президента Федеральному собранию воспринимается как руководство к действию, глава исполнительной власти по форме делится планами, а, по сути, издает масштабную директиву, "инструкцию, как жить". Послания напряженно ждут, и до того, как оно прозвучит, региональные лидеры не торопятся с принципиальными решениями и серьезными шагами, боясь ошибиться и отклониться от "генеральной линии" - таково современное состояние нашего федерализма, таково восприятие власти обществом, чему удивляться или возмущаться не приходится. Демократия не строится за одно десятилетие, не стоит забывать, что на 90 процентов демократия - это традиции, а они быстро не появляются. У США было более 200 лет на формирование этих традиций, есть самая "старшая" в мире действующая конституция, в которой изначально прописано разделение властей. В этой ситуации послание президента в большей степени имеет форму отчета федеральной исполнительной власти перед властью законодательной и перед всем обществом с одной стороны, а с другой стороны - форму пропаганды своих взглядов и рекламы положительных последствий своих действий. Послания ждут не как программного документа, по которому все должны проверять правильность свои поступки, а как совместного ликования - с одной стороны, и возможности найти повод для критики и всяческих придирок - с другой. К тому же оппозиция имеет традиционное право на комментарий - и комментарий этот редко бывает приятным для президентских ушей.

В этом году послание - особенное, оно практически открывает борьбу президента за второй срок в Белом доме. Чисто по-американски оно было организовано как шоу - в зал Конгресса были приглашены участники военных действий в Ираке и Афганистане, тут же оказался марионеточный иракский руководитель с неясным статусом, слегка задержавшийся Буш немедленно сфотографировался с девочкой (и откуда только государственным деятелям постоянно и случайно подворачиваются такие милые, вызывающие у дедушек и бабушек слезу девочки с бантиками?). Вопреки ожиданиям, Буш не только не сократил часть послания, касающуюся Ирака, - наоборот, он с этой темы начал и ей посвятил более половины своего выступления, обставив ее множеством театральных эффектов и "роялей в кустах". Вероятно, политтехнологи решили, что коль скоро эта тема является самой скользкой, то нужно идти напролом и представить ее, наоборот, как победную, в которой сам президент не сомневается ни на йоту. Ход, нужно признать - умный и работающий: девять раз Буша прерывали аплодисментами, переходящими в овацию. Однако - в прошлый раз бурное ликование прерывало его речь шестнадцать раз. Аплодисменты в ходе речи в этом году вызывались именно театральностью действа - после того, как президент в очередной раз торжественно объявляет об очередной победе Америки - как тут не встать и не захлопать, особенно если рядом сидят простые парни, недавно рисковавшие жизнью, награжденные медалями. Тогда ты не просто плохой конгрессмен или сенатор - ты плохой американец!

И тем не менее, демократическая оппозиция не преминула воспользоваться своим традиционным правом на официальный ответ Бушу после его послания. И, как водится, ответ этот для Буша был неприятным. Уж таковы, как говорится, законы жанра.

То, что Буш пытался выставить победой своей администрации, лидер демократов от имени оппозиции в Палате представителей Нэнси Пелоси преподнесла в качестве главной ошибки президента: наихудшим из сделанного в минувшем году она назвала войну в Ираке.

По ее словам, "Буш проводит политику односторонних действий, которая оставляет нас в изоляции за рубежом и которая крадет ресурсы, необходимые нам внутри страны для нужд образования и здравоохранения".

"Президент вовлек нас в войну в Ираке на основе недоказанных утверждений; он избрал радикальную доктрину превентивной войны, беспрецедентной в нашей истории; ему не удалось создать подлинно международную коалицию", - пригвоздила госпожа Пелосси. Не стоит, однако, думать, что первый раунд демократы выиграли, хотя их слово и звучало после слов Буша. На простого американца куда больше действуют торжественность атмосферы, блеск глаз и медалей ветеранов, трепет "страйпс энд старз" на ветру, и уверенно стоящий у кормила власти "первый среди равных", простой техасский парень. Впрочем, что называется, "из хорошей семьи".

ЭКСПЕРТ: Борис Макаренко, первый заместитель генерального директора "Центра политических технологий":

- Обращает на себя внимание то, что демократическая партия подчеркнула превентивный характер ударов, виртуальный характер международной коалиции. Действительно, в послании Буша это слабые места, он словно оправдывался - и по поводу международной коалиции, и по поводу создания Ираком оружия массового поражения, заявил, что в наступившем году власть будет передана иракцам. Очевиден предвыборный характер послания, объяснима попытка сыграть на настроениях, распространенных в американском обществе, настроенном на борьбу с терроризмом, обеспокоенном вопросами безопасности. Но контр-атака демократов вряд ли будет успешна, если построится только на подчеркивании слабостей соперника, особенно сейчас, когда очевидны признаки "выздоровления" американской экономики, что для Буша в конечном итоге важнее всего. Об эффективности политической стратегии и тактики демократов можно судить только по одному признаку - сумеет ли демократическая партия найти кандидата, способного на борьбу с Бушем. Праймериз, проведенные в Айове, показали, что достаточно серьезного соперника для Буша демократы пока так и не нашли. А нужно не просто набрасываться на проколы Буша, а предъявить избирателю своего авторитетного и привлекательного лидера. Никогда нельзя утверждать чего-то заранее. Если говорить о фигурах демократов из недавнего прошлого, то Альберт Гор на выборах 2004 года вряд ли станет демократическим кандидатом. Кандидатов, способных победить Буша, я пока не вижу. Теоретически Буш может проиграть и сам – причины: потери в Ираке, высокие затраты на эту операцию, какие-то другие ошибки. Но о такой возможности можно судить только как о сугубо гипотетической. Запас терпения и прочности у американского общества есть. Вкупе с очевидными признаками улучшения экономической ситуации это создает Бушу очень хорошие позиции для переизбрания.

Материал подготовил Андрей Цунский

ДНИ в Telegram