Масхадова выгнали из президентов

None

Аслан Масхадов больше не президент. Так решили парламентарии "Чеченской Республики Ичкерия". Обидно должно быть человеку. Что особенно интересно - принято это решение аж 5 сентября, неделю назад. Вероятно, неделя от факта принятия решения до обнародования такового нужна была для того, чтобы депутаты могли принять необходимые меры для защиты своих семей и себя лично, причем лучшей мерой такой защиты был бы отъезд куда подальше. Да и публике это решение было предъявлено в Москве. Под надежным прикрытием.

"Парламент" пришел к выводу, что именно Масхадов виноват в том, что Чечня лежит в руинах, что было введено незаконное шариатское правление и нарушены сразу все статьи конституции самозванной республики. И теперь, после таких злодейств Масхадова необходимо отстранить от занимаемой должности.

Горькую пилюлю "народным избранникам Ичкерии" попытался подсластить Сергей Ястржембский. "Во-первых, - сказал он, - это достаточно мужественный шаг со стороны тех людей, которые пошли на него, понимая все последствия, которые могут быть в условиях той неспокойной жизни, которая еще есть в Чечне. Во-вторых, совершенно очевидно, что люди, которые приняли это видимо нелегкое для себя решение, все они были в течение многих лет соратниками и единомышленниками Масхадова и являли собой политическое ядро движения, которое боролось за сепаратизм и за отделение Чечни от России". Вот так. Но что же теперь делать самому Масхадову? Его президентство было сомнительным с тех самых пор, как истек срок полномочий по той самой филькиной конституции, написанной под диктовку бандитов и соглашателей. Но, какая б она ни была, ею предусмотрена процедура передачи власти.

Упуская юридические тонкости, скажем лишь, что Масхадову нужно теперь сдать печать и удостоверение президента. Передать финансовую отчетность. Сдать по описи инвентарь кабинета. Освободить ведомственную жилплощадь в Грозном и государственную дачу в каком-нибудь приятном районе. И в последний раз провести селекторное совещание.

Но главная потеря для Масхадова, как справедливо заметил тот же Ястржембский, заключается в том, что "после решения, которое принял так называемый ичкерийский парламент, Масхадов превратился из виртуального президента Ичкерии просто в одного из многих полевых командиров". Но командиров ли? Даже будучи президентом, он не мог справиться с оравой бандитов, мечтавших о великой кавказской империи от Каспия до Черного моря, и мог только плестись у них в хвосте. Потом мог требовать усадить его за стол переговоров с Москвой как "законно избранного" - но Москва его уже не принимала за президента. И очень велика вероятность, что его свои же и сдадут, в расчете на награду - только теперь он стоит недорого…

Трагедия Масхадова - это трагедия человека, к власти не готового, но жадного до нее. Он был сильнее любого из полевых командиров, как теперь политкорректно называют вожаков бандитских формирований, но ничего не мог сделать против союза нескольких негодяев. И именно они загнали его в укрытие в горах, чтобы не путался под ногами.

Что характерно - если Закаева, который был "министром культуры" по-шариатски, принимают в Европе и раздумывают, выдавать его России или нет, то с Масхадовым ситуация иная. Семья его давно живет за границей, но сам Масхадов гордо остался на родине, пытаясь добиться переговоров или желая принять, если придется, достойную мужчины смерть. В чудовищном чеченском спектакле он был одной из самых трагических фигур. Он может вызывать уважение.

Его нельзя назвать трусом, и некрасиво было бы смеяться над ним. Он был кода-то неплохим солдатом в Советской Армии, был достойным противником армии российской. Но есть одно обстоятельство - по его приказу шли умирать и убивать. Как офицер - он изменил присяге. Как президент - не нашел в себе мужества отказаться от власти, когда понял, что она ему уже не принадлежит. Как чеченец - не смог спасти свой народ от новых смертей и разрушений. И в этом - его вина, которую придется искупить.

Его нельзя вычеркнуть из трагической истории Кавказа. Но только вряд ли его имя еще раз появится на новых ее страницах.

Андрей Цунский. Напишите автору.

ДНИ в Telegram