Выборы: передел правого фланга

None

Обсуждая ситуацию на правом фланге перед парламентскими выборами, специалисты и эксперты упоминают две партии: "Яблоко" и СПС. При этом разные эксперты называют разные цифры - сколько суммарно процентов они могут набрать и какую часть электората им придется делить. Кто-то говорит - 15%, кто-то 12, кто-то - 9. Во всех случаях цифры эти весьма относительны: порой кажется, что они просто взяты "с потолка". Лишь в двух вещах эксперты более-менее единодушны. Все согласны с тем, что партия, которая на этих выборах не преодолеет пятипроцентный барьер, может уйти в политическое небытие. И никто вообще ни слова не говорит о "Либеральной России" Виктора Похмелкина. А зря. Этот игрок на правом фланге может сыграть очень существенную роль.

Часть представителей экспертного сообщества придерживается мнения, что электораты у "Яблока" и СПС разные и что "Яблоко" это более "левые" правые. Другие уверены, что схватка между этими партиями неизбежна. Схватка-то, собственно, началась - уже прозвучали полуофициальные заявления "яблочников", - мол, знаем, кто придумал кампанию "Яблоко без Явлинского!", это все Кох с Чубайсом. Но даже если СПС и "Яблоко" в драку между собой не ввяжутся, официально - с выдачей соответствующих справок с партийными печатями - помирятся, а Чубайс поцелуется с Явлинским в прямом эфире, в общественном сознании еще с прошлых выборов сложилось устойчивое впечатление, что эти партии конфликтуют.

Имидж у обеих партий - несколько смазанный. Есть "ядерный" электорат - по 2-3%. Но если к истине близки пессимисты, и пополам придется делить 9%? Если пойдет "игра навылет"? Вот тут-то и нужно вспомнить о "Либеральной России".

"Либероссы" начали активную кампанию "От автомобиля к автомобилю" совместно с обществом автолюбителей. Она не менее действенна, чем "от двери к двери" конкурентов, но более адресно нацелена. Ее потенциальный объект - средний класс. Речь, конечно, не идет о владельцах Bentley и Porsche, но хозяин двухлетних "Жигулей" и семилетней Audi 100 социально близки. Главное - уставшие от конфликта и от надоевшей "борьбы нанайских мальчиков" на правом фланге "неядерные" избиратели могут отдать свои голоса третьей силе, в рядах которой, кстати, будут известные люди, ветераны демократического движения.

Как, собственно, образовалась "Либеральная Россия"? Те самые ветераны демократического и правозащитного движения, которые пытались в рамках СПС играть в интеллигентные политические шахматы, быстро оказались в положении "цугцванг" - любой их ход вел к тому, что они превращаются в свадебных генералов внутри организации, действующей вразрез с их убеждениями и пониманием ситуации. Конфликт обозначился в мае 2001 года, а уже 14 января 2002 года Сергей Юшенков, Владимир Головлев, Виктор Похмелкин и Юлий Рыбаков вышли из состава СПС с намерением создавать по-настоящему оппозиционную правую партию.

Но с ними начали играть в шахматы уже по другим правилам. С помощью партии пытался заново прошмыгнуть из пешек в политические ферзи Березовский. Разыгрались два кровавых гамбита. Сначала стал жертвой киллеров Владимир Головлев, и "Либеральная Россия" лишилась доступа к значительным финансовым ресурсам. Затем был убит Сергей Юшенков. Слово "гамбит" не совсем точно отражает ситуацию - этот термин предполагает, что жертвует фигурой сам игрок. Здесь же судьбу решали другие силы. В конечном итоге это привело к тому, что "шахматы" закончились. На правом фланге начинается другая игра. В шахматы нельзя играть втроем.

Что же может предложить "Либеральная Россия" своим конкурентам? Другую интеллигентную игру - политический "преферанс". Когда нечего терять, рисковый игрок заказывает "пас втемную". Сам вряд ли выиграешь - но можно испортить игру другим. К тому же "Либеральная Россия" играет дейчствительно втемную - нет особых денег, нет телерекламы, мало всероссийского пиара.

Виктор Похмелкин ставит перед партией амбициозные задачи - пройти в думе на третье место. Специалисты не говорят о "Либеральной России" всерьез вообще, но соглашаются, что один или полтора процента набрать она может. И если на правом фланге окажется 9% электората, и "Либеральная Россия" отнимет по полпроцента и у "Яблока", и у СПС, то в Госдуме может не оказаться никого из троих.

Конечно, это всего лишь предположение - один из вероятных сценариев, а не прогноз. Но тем, кто сейчас спешит над ним посмеяться, хотел бы напомнить "встречу политического нового года" в 1993 году. Помнится, многие тогда, узнав результаты выборов, были очень неприятно удивлены.

Конечно, прошло десять лет, не та ситуация, момент не тот, условия не те… Но страна - все та же.

Материал подготовил Андрей Цунский. Напишите автору.

Подпишись в Telegram