В Гаагу, судиться…

Бывший президент Республики Сербской 72-летняя Биляна Плавшич приговорена Гаагским трибуналом к 11 годам тюрьмы за преступления против человечности. Суд учел, что Плавшич сдалась трибуналу добровольно. На процессе она признала себя виновной в этнических чистках, которые проводили боснийские сербы в период войны 1992-1995 годов. Судья Ричард Мэй заявил, что при вынесении приговора суд принял во внимание ряд смягчающих обстоятельств, в том числе признание Плавшич, ее раскаяние и возраст. Суд также учел, что Плавшич добровольно сдалась международному трибуналу.

Карла дель Понте, обвинитель на процессе, требовала для подсудимой от 15 до 25 лет тюрьмы. Адвокаты заявили, что такой срок для Плавшич фактически будет означать пожизненное заключение. Они добивались того, чтобы наказание было снижено до восьми лет тюрьмы.

Плавшич, "железная леди" боснийских сербов, сдалась трибуналу в начале 2001 года. После ареста ей были предъявлены обвинения в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях во время конфликта в Боснии. После того, как Плавшич призналась в проведении этнических чисток, обвинения по всем остальным статьям были сняты.

Вместе с бывшим президентом Югославии Слободаном Милошевичем Плавшич относится к числу самых высокопоставленных лиц, делами которых занимается Гаагский трибунал.

Но вот вопрос: почему этим делом занимается какой-то особый трибунал, в то время как уже больше года существует международный уголовный суд? И уж совсем загадочно, почему этому суду сдаются один за другим сербские политические деятели националистической ориентации, хотя очевидно, что их ничего хорошего там не ждет?

Вот какие ответы дает старший научный сотрудник Института США и Канады РАН, помощник вице-спикера Госдумы В. Лукина В. Аверчев:

"Суд этот имеет определенный мандат, и он будет существовать, и продолжать свою деятельность, несмотря на появление Международного уголовного суда. Что касается Плавшич, то в этом случае в случае присутствует некая циничная ирония.

Фигура эта возникла на политической арене бывшей Югославии в должности президента в качестве альтернативы Караджичу, ее появление одобрил и Запад, считалось, что она снимет многие проблемы на пути к реинтеграции Боснии и Герцеговины.

Но надо сказать, что она сама согласилась на то обвинительное заключение, которое ей было предъявлено, согласилась с тем, что представленные доказательства неоспоримы. Стало быть – она признала эти обстоятельства.

Почему приехал в суд Шешель, понять проще. Ему объяснили: либо сам приедешь, либо привезем. Не каждый согласится, подобно Младичу, скрываться годами. Шешелю некуда деваться. Ему, как раз, может быть, лучше и поехать".

Шоу-бизнес в Telegram