Соседи "сдают" Ирак

Турция оценивает возможные потери и неудобства от военных действий в Ираке в 30 миллиардов долларов. "Счет" уже передан послу США в Анкаре Роберту Пирсону. Надо сказать, что сначала Анкара называла другую сумму – в 50 миллиардов. Ранее планировалось, что 18 февраля пройдет голосование в парламенте, и американцы смогут попользоваться турецкими аэродромами и военными базами, а уж потом платить. Тем не менее, в турецком правительстве подумали, что союзнические отношения не отменяют принципа "деньги вперед!", и премьер Абдулла Гуль решил сначала провести переговоры с Вашингтоном об условиях размещения американских солдат в Турции.

#{vote} Лидер правящей партии Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал парламентариев одобрить решение о предоставлении военных баз. В то же время он заявил, что Анкара не приняла окончательного решения о поддержке военной операции в Ираке.

Его позицию понять можно. Из-за своих фундаментально-исламистских убеждений и темного прошлого он, приведя партию к победе на выборах, все-таки не смог занять пост премьера: западные страны этого бы не вынесли, а вопрос о вступлении Турции в ЕС был бы просто похоронен.

По словам Эрдогана, США не следует считать уже данное парламентом разрешение на модернизацию баз доказательством полного и неизменного согласия Турции с планами американской администрации. Но деньги все же посоветовал взять и американцев пустить. Если 30 миллиардов дадут все равно, то можно и немного повозражать.

30-миллиардный пакет, предоставления которого добивается Турция, включает безвозмездную помощь, кредиты и списание долгов. Ранее обсуждались суммы от 4 до 15 миллиардов долларов - в зависимости от потерь, связанных с войной. Надо сказать, что сначала Анкара называла другую сумму – в 50 миллиардов, но в Вашингтоне аппетиты Турции умерили, сообщив, что за такие деньги никто не воюет.

Так что тридцать, и ни цента больше, но зато 6 миллиардов дадут просто так. Остальные – в кредит. Но тоже пригодится. Другой сосед Ирака – Иран, тоже готовится к грядущим военным действиям. Проживающий в Иране с 1980 года лидер иракских шиитов, полевой командир Аятолла Мохаммад Бакир Аль-Хаким вошел на территорию северного Ирака со своими людьми.

Людей этих числом пять тысяч, а на вооружении у них есть самоходная артиллерия и танки. По утверждению иранских официальных лиц, эти действия предприняты с целью обеспечения безопасности границы двух государств в случае начала широкомасштабных военных действий в Ираке.

Это благоразумно, учитывая то обстоятельство, что после падения Саддама разбушуются курдские страсти, и лучше иметь в опасном районе своих людей, а не курдов. Америку, несмотря на неприязненные отношения между двумя странами, поставили в известность, что уже подтвердили в Госдепе США. Неарабские соседи Ирака, таким образом, уже все для себя решили.

Турки никогда не питали особой любви к арабам вообще и к иракским в частности, Саддам был для них безразличен – чтобы периодически "корректировать" поведение курдов на территории Ирака, Анкара даже не удосуживалась ставить Саддама в известность. Что же касается Ирана, то там до сих пор не забыли поражения в кровопролитной и бессмысленной войне, и хорошего с этой стороны Хусейну тоже ждать не приходится.

На арабских соседей тоже не приходится надеяться. В Кувейте Саддама и иракцев любят, как собака палку. Саудовцы, сирийцы и иорданцы тихо ненавидят Саддама из-за того, что теперь после него может настать и их очередь. Никто из них не станет ссориться с США. Встает вопрос о том, примут или эти страны потоки иракских беженцев – Сирии с Иорданией, например, уже вполне хватает палестинских. "Дням.ру" ситуацию комментирует главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский:

"Саудовцы в самом сложном положении. Они не только самый главный союзник США на Востоке, они к тому же оказались под прицелом террористов. Террористы - враги саудовского режима, для того же бен Ладена он просто "проклятая верхушка". Что бы террористы ни взорвали в Америке, они не могут изменить государственный строй в США.

А вот в Саудовской Аравии при стечении благоприятных обстоятельств они государственный строй поменять – могут! Саудовские принцы, как правящий клан, очень уязвимы и вызов США не бросят, даже если бы захотелось. В то же время, хотя там нет никаких политических партий и никакой демократии, все-таки полностью игнорировать настроения народа они не могут.

Арабы в нефтяных странах живут хорошо, чуть-чуть похуже живут там иностранные рабочие. Но антиамериканские настроения, несмотря на зажиточность, очень сильны. Поэтому саудовские власти будут, с одной стороны, "шуметь" и "протестовать", а с другой - не станут мешать США.

Кувейт – просто главная американская военная база, и если есть страна, где иракцев ненавидят на сто процентов – то это Кувейт. Сложнее дело с Сирией. Сирийские баасисты заклятые враги иракских баасистов. При новом президенте Башаре Асаде это смягчилось, и кроме того – Сирия всегда была в авангарде арабского национально-освободительного движения и на переднем крае "борьбы с сионизмом".

Там даже слова "Израиль" не произносят, говорят только "сионистское образование". Если Саддам исчезнет – никто в Сирии плакать не будет. В 1991 году они даже принимали участие в военной операции против Ирака на стороне Америки, но сейчас это будет невозможно. Но на реальную помощь Сирии Саддаму ни при каких обстоятельствах рассчитывать не приходится.

Отец нынешнего короля Иордании сделал одну ошибку – он поддержал Хусейна во время "Бури в пустыне". Теперь она невозможна. Никто не станет ссориться с США в такой момент. В Египте вообще происходит нечто удивительное - там самый слабый накал антиамериканских настроений.

Египтяне как в рот воды набрали. Это объясняется характером режима, который у власти уже 20 лет. Никакой оппозиции там просто не может быть, а с американцами ссориться никто не хочет, все лепешки, которые они едят, куплены за американские деньги - два миллиарда долларов в год.

Помощи Саддаму ждать не приходится ниоткуда. Вообще непонятно, на что он рассчитывает. В арабском мире ничего нового не происходит. Там считают США "отцом и матерью" Израиля, все плохое, что арабы могут думать об Америке, они и так думают. Да и по Саддаму плакать никто не станет.

Иное дело – люди, беженцы, потоки которых устремятся к границам. Вчера спрашивали о проблеме беженцев спрашивали на пресс-конференции Тони Блэра. Блэр отвечал, что моментально будет изменена продовольственная ситуация, все будет взято под контроль и люди не будут брошены на произвол судьбы.

Но независимо от желания США и Англии, если поднимут голову все – "туркоманы", шииты, курды – начнется неизбежная череда военных столкновений и резня, а в этих условиях люди предпочтут бежать от греха подальше, чем бы их ни кормили. Но куда? Со стороны Ирана и Турции их могут ждать только концлагеря, в Кувейте – то же самое.

Саудовская Аравия своим благополучием делиться ни с кем не желает. Только Сирия и Иордания пустят беженцев, скрепя сердце – но пустят. Не пустить – значит потерять всякий престиж и авторитет, особенно для Иордании.

Король Иордании Хусейн когда-то выступил сам против Израиля в абсолютно безнадежной ситуации, он знал, что за три дня потеряет западный берег, но по другому было нельзя. Король, тем более – потомок пророка Мохаммеда, не мог поступить по-другому. Так что беженцы будут искать спасения в Иордании и Сирии, и там им не откажут в приюте".

Подпишись в Telegram