Европа = НАТО?

В воскресенье вечером члены НАТО сумели достичь согласия в вопросе усиления обороны Турции. "18 членов НАТО, входящие в комитет военного планирования, согласились сегодня предоставить Турции помощь в усилении ее систем противоракетной обороны, а также биологической и химической безопасности", - сообщил генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон. Решение об оказании военной помощи Турции силами НАТО было отклонено на прошлой неделе Германией, Бельгией и Францией. Однако после проведенных в воскресенье консультаций Германия и Бельгия сняли свои возражения. Франция не является членом комитета военного планирования и в голосовании не участвовала.

"Я счастлив сообщить, что мы сумели проявить солидарность и найти выход из безвыходного положения", - заявил Джордж Роберстон. Всем понятно, что этот вопрос является составной частью вопроса о готовой вот-вот разразиться войне в Ираке. Развертывание оборонительных систем в Турции – вопрос второстепенный, это способ выторговать еще один-два дня мира.

Однако сегодня в Брюсселе будет обсуждаться проблема Ирака с политической точки зрения и между европейскими странами, а не между членами военного альянса. Чем эти дебаты в Брюсселе будут отличаться от НАТОвских? Будут ли придерживаться принципиальной позиции Франция и Германия? Стоит ли России придерживаться сегодняшнего курса в отношении иракской проблемы?

Для "Дней.ру" – руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН, член Российской ассоциации европейских исследований Алексей Громыко:

"Что касается НАТО, то все союзники по этой организации связаны друг с другом довольно жесткими обязательствами. Рано или поздно, проблема, не имевшая принципиального значения – а именно размещение в Турции оборонительного оружия (ракет «земля-воздух», самолетов АВАКС и систем био- и химзащиты) должна была уйти из повестки дня. Этот вопрос мог быть только на какое-то время камнем преткновения, потому что фактически это был способ выиграть время для решения более важной проблемы, какую составляют противоречия по войне в Ираке.

Вопрос развертывания ряда систем оборонительного вооружения в Турции первоначально шел в пакете с заменой войск США на Балканах европейскими. После того как последние предложения были сняты с повестки дня Бельгия и Германия сняли свои возражения. Наиболее яркий оппонент США – Франция – не входит в военные организации НАТО и избежала участия в этой дискуссии, избавившись от необходимости идти на попятную.

А вот в Брюсселе все будет сегодня куда тяжелее. О военном сотрудничестве там речи нет, там пойдет обсуждение исключительно политических вопросов.

Скорее всего, брюссельские решения как и резолюция 1441, будут иметь обтекаемый характер, и ни Франция, ни Германия не пойдут на принципиальные изменения своей позиции. Такой документ не даст аргументов ни "голубям", ни "ястребам", поэтому принять его удастся.

Ставки России в отношении Ирака слишком велики, чтобы в очередной раз идти на поводу у США. Нельзя верить неформальным, не закрепленным с точки зрения международного права обещаниям сохранить российские интересы в Ираке в случае смены там режима.

Кроме того, что у Ирака есть долг России (примерно 8 млрд. долларов), Россия еще и вкладывает большие силы в разработку нефтегазовых месторождений в Ираке. Рассчитывать, что некий сильный партнер вторгнется силовым методом в иракское экономическое пространство, и потом что-то нам вернет и станет соблюдать наши интересы – это наивно.

России нет никакого политического или экономического смысла менять свою точку зрения и присоединяться, как это сделали ряд европейских стран, к позиции США.

Для России будет куда выгоднее если война не разразится, или, по крайней мере, если это будет сделано не в нарушение норм международного права. Если Германия и Франция изменят свою точку зрения, вот тогда Россия может пойти на какие-то экономические риски, но на сегодняшний день нет таких обстоятельств, которые делали бы выгодным для России присоединение к позиции США.

Мне не хотелось бы считать, что война неизбежна. Противодействие ведущих стран Европы намерениям ее развязать, если и не гарантирует предотвращения войны, то затягивает ее начало. Однако, США вложили уже громадные средства и политические капиталы в эту войну, и скорее всего в той или иной форме силовые действия против Ирака будут предприняты.

Но вот какую форму будут иметь эти действия? Франция, Россия и Китай - постоянные члены СБ ООН, и если они будут сохранять свою постоянную позицию, то ущерб, который США нанесут этому региону, будет меньше, чем в случае, если бы такого противодействия оказано не было.

Военные действия начнутся, но скорее всего – ситуация не будет развиваться по сценарию США и Великобритании, благодаря тому, что страны-оппоненты ведут себя принципиально".

ДНИ в Telegram