Лужков получил аэропорт

Как сообщила вчера пресс-служба президента России, Владимир Путин подписал указ о передаче 60, 88% акций ОАО "Аэропорт "Внуково" из федеральной собственности правительству Москвы. Госпакет передан столице по рыночной стоимости - 1, 74 млрд руб. - "в счет компенсации расходов на осуществление городом столичных функций".

При этом Путин поручил исключить "Внуково" из перечня предприятий, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности и не подлежащих приватизации (все СМИ).

Мэр Юрий Лужков, в течение нескольких лет добивавшийся передачи "Внуково" Москве, вчера не скрывал своего торжества. "Я благодарен президенту за подписанный указ, "Внуково" ближе всех остальных аэропортов расположен к Москве. Нужно сделать его главными воздушными воротами страны, - цитирует Лужкова агентство "Интерфакс". - "Домодедово" - приличный аэропорт, но далеко, а "Шереметьево" - неприличный аэропорт, и все, кто пользуется им, с возмущением говорят о воздушных воротах столицы и России в целом". "В пакете с аэропортом Москва получила обязательства профинансировать реконструкцию правительственного терминала "Внуково-2". Также Лужков собирается реконструировать Киевское и Боровское шоссе, ведущие к аэропорту, и построить до "Внуково" ветку легкого метро", - отмечают "Ведомости".

Старое АО "Аэропорт Внуково" состоит из ветшающего терминала "Внуково-1" и взлетно-посадочных полос. По данным "Независимой газеты", в новое ОАО "Международный аэропорт "Внуково" войдут новый аэровокзальный комплекс, а также топливно-заправочный комплекс аэропорта, фабрика бортового питания и транспортная компания, которой принадлежит весь автотранспорт на территории аэродрома. По сведениям "Интерфакса", возглавит все это хозяйство бывший генеральный директор национальной авиакомпании Узбекистана "Узбекистон Хаво Йуллари" Арслан Рузметов.

"Время новостей" пишет, что Арслан Рузметов имеет весьма скандальную репутацию: "в советские времена он руководил управлением "Аэрофлота" в Узбекистане. Однако в конце 80-х годов, когда Тельман Гдлян и Николай Иванов расследовали "узбекское дело", г-на Рузметова даже задержали по обвинению во взяточничестве и растрате имущества, однако спустя год выпустили за недоказанностью дела. После распада СССР г-н Рузметов возглавил авиакомпанию "Узбекистон Хаво Йуллари", которой не менее скандально руководил до начала этого года".

Передача Москве федерального пакета в 61% акций аэропорта Внуково погасит часть задолженности федерального центра перед Москвой за исполнение ею столичных функций на сумму 1, 74 миллиарда рублей. "У московской мэрии давно зреют глобальные планы по развитию третьего аэропорта в Московском авиаузле", - отмечает "Газета".

Окончательный проект реконструкции аэропорта Внуково будет рассмотрен и принят в конце ноября. Кроме того, во Внуково планируется провести ветку легкого метро, построить еще один терминал, расширить шоссе в аэропорт. Что касается финансирования, то, по словам источника "Газеты" во Внуково, якобы существует договоренность, что московская мэрия единовременно вложит только в правительственный терминал Внуково-2 до 100 миллионов долларов. В мэрии обещают, что часть средств дадут инвесторы, а часть поступит из бюджета Москвы, то есть это будут деньги московских налогоплательщиков.

По данным "ВН", новый международный терминал планируется открыть уже в январе будущего года. Его строительство уже сейчас оценивается экспертами в 30 млн. долл. Пропускная способность нового аэровокзала составит 3 млн. пассажиров в год. Первое время он будет использоваться исключительно как международный терминал, однако в дальнейшем, после завершения всех строительных работ в аэропорту, будет обслуживать и пассажиров внутренних рейсов. Официальный интернет-сайт "Внуково" сообщает, что в здании аэровокзала уже проведена реконструкция зала прилета внутренних воздушных линий, в обновленном виде его начнут использовать одновременно с открытием нового комплекса.

Возможно, разрабатывать проект реконструкции аэропортового комплекса придется не столичным чиновникам, а Авиационно-нефтяной компании. По информации "Коммерсанта", это предприятие, учрежденное офшорной фирмой Contrade Ltd., по сути, контролирует весь аэропортовый бизнес Внуково, а АО "Аэропорт Внуково" распоряжается лишь терминалом Внуково-1. Все прибыльные сервисные предприятия, занимающиеся заправкой самолетов, погрузочными работами, бортовым питанием и так далее, де-факто контролируются АНК.

Кроме внуковских самолетов АНК заправляет лайнеры в аэропорту Сочи, где участвует в тендере на строительство терминала. Свои финансовые показатели АНК не раскрывает, однако, по данным "Ъ", в 2002 году оборот компании превысил $250 млн. Крупнейшими совладельцами АНК являются отец и сын Анатолий и Виталий Ванцевы. Они же были акционерами авиакомпании "Евразия", у которой в сентябре 2003 года Государственная служба гражданской авиации отозвала лицензию из-за нарушения правил. Сейчас полеты по маршрутам "Евразии" из Внуково осуществляет авиакомпания "Сибирь".

Как заявил "Ъ" гендиректор МАВа Виталий Ванцев, сейчас рассматриваются два варианта реорганизации бизнеса комплекса Внуково: передача акций АО "Аэропорт Внуково" в МАВ или создание на базе АО "Внуково" управляющей компании, которая будет распоряжаться всеми активами аэропорта, включая топливозаправочный комплекс.

Но первый замруководителя Департамента имущества Москвы Игорь Лукин говорит, что конкретных решений по управлению "Внуково" пока не принято. По его словам, правительство Москвы собирается созывать внеочередное собрание акционеров аэропорта для избрания нового совета директоров, но лишь после подписания акта приема-передачи акций. Не определены еще и отношения с частным инвестором. "Возможно, это будет объединение ОАО "Аэропорт "Внуково" и частных предприятий, работающих в аэропорту, в единое юрлицо с долями Москвы и частников, возможно, передача акций в доверительное управление", - рассуждает Лукин ("Ведомости").

ДНИ в Telegram