"Мегарегулятор" рынка пока создан не будет

Вчера прошло заседание правительства, посвященное развитию финансовых рынков. Острой дискуссии вокруг предложения Министерства экономического развития и торговли кардинально реформировать эту сферу путем создания мегарегулягора рынка не получилось. "Это предложение, равно как и возражения на него Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) и Минфина, правительство просто "приняло к сведению", - пишет "Коммерсантъ".

Открывая заседание, премьер-министр Михаил Касьянов отметил, что именно слабое развитие финансового сектора блокирует рост в перерабатывающих отраслях. Ситуацию, по словам премьера, усугубляют существующие сейчас "сомнения в правах собственности на финансовых рынках". В результате большинство компаний предпочитают черпать инвестиции не на российском, а на западном финансовом рынке, больше доверяя последнему. Вместе с тем, добавил Касьянов, "если финансовый сектор будет источником инвестиций, то машиностроение, например, сможет прирастать не на 2-3%, а на 5-7% в год. А это уже прямой путь к росту экономики в целом", - приводит слова премьера "Независимая газета".

Как заявил министр экономического развития Герман Греф, российский финансовый рынок вообще слишком примитивен: например, финансовых инструментов на нем всего 5-7 (в развитых странах в десятки раз больше), а всего лишь десяток эмитентов занимают почти весь рынок. Более того, простые граждане, если исключить приватизацию, практически не получают дохода от использования финансовых инструментов, тогда как 20% доходов американцев - именно от таких вложений. Эксперты отмечают также, что сейчас на российском фондовом рынке обращаются ценные бумаги 247 компаний, но из них большинство акций обладает низкой степенью ликвидности ("НГ").

Чтобы финансовые игры шли по единым правилам, Минэкономразвития предложило кабинету сосредоточить регулирование разных секторов финансового рынка в руках единого мегарегулятора. Новая структура могла бы фактически подменить собой ФКЦБ, "откусить" банковский надзор у Центробанка и отнять ряд функций у Минфина, МАП и Минтруда. "Это и определило итог обсуждения. И вице-премьер Алексей Кудрин, и председатель ФКЦБ Игорь Костиков напрямую против идеи "мегарегулятора" хоть и не возражали, но назвали ее преждевременной. В ФКЦБ пояснили, что разные сектора финрынка регулируются очень разными методами и объединять их под одной "крышей" просто неэффективно. А ЦБ, не желая расставаться с банковским надзором, доказывал, что нынешняя система обеспечивает устойчивость банков", - пишет "Газета".

Однако Центробанку не удалось удовлетворить свои амбиции в качестве претендента на роль "мегарегулятора" финансового рынка. "И как председатель ЦБ Сергей Игнатьев ни пытался скрыть тайные желания своей организации, все-таки не сдержался", - пишет "Время новостей". "Я не хочу сказать, что мы претендуем на то, чтобы стать подобным суперорганом. Но во многих странах именно центральные банки регулируют финансовые рынки", - сказал глава ЦБ. Вся суть состоит в том, что желающих стать "мегарегулятором" в российском правительстве не один и не два. "В их числе, конечно, есть автор этой идеи - Герман Греф со своим ведомством. Он, кстати, обсуждая возможное создание "мегарегулятора", плохо скрывает, что базой этого органа считает МЭРТ. "Хватит появляться в коротких штанишках. Пришла пора выйти во фраке, как пристало респектабельному джентльмену", - заявил г-н Греф журналистам" ("ВН").

Однако у ЦБ и ФКЦБ, которые больше всего пострадают от этой реформы, было совершенно другое мнение. В своих материалах к заседанию и ЦБ, и комиссия высказались против создания мегарегулятора, считая эту меру преждевременной. При этом, как считает глава ФКЦБ Игорь Костиков, основная причина неразвитости фондового рынка кроется в неразвитости банковского сектора: низкой капитализации банков, слабом кредитовании среднего и малого бизнеса. В своем докладе он, в частности, предложил ввести налоговые кредиты для повышения капитализации, облегчить покупку крупных долей в банках, изменить подход к резервированию, повысив нормы для банков, работающих на фондовом рынке. Речь же председателя ЦБ Сергея Игнатьева свелась к тому, что надо соблюдать законы ("Ъ").

В итоге в основу дальнейших действий правительства легли предложения Минэкономразвития. Впрочем, вошли туда и идеи ЦБ и ФКЦБ, в частности, о создании центрального депозитария и об обеспечении прав по залогу. Основные предложения Миэкономразвития при этом поручено доработать, "то есть у ЦБ и ФКЦБ остался шанс повлиять на конечное решение", - считает "Ъ". Протокольное решение правительства будет готово в ближайшие дни. Показательно, что вице-премьер Алексей Кудрин в конце заседания заявил: "Я готов поддержать и Германа Грефа, и Сергея Игнатьева, и даже Игоря Костикова" ("Ъ").

"Пока неизвестно, будет ли мегарегулятор вообще создан", - предрек итог совместной работы Герман Греф. Впрочем, возможный компромисс предложил член бюро правления РСПП Александр Шохин. Он посоветовал сделать исключение для ЦБ, который правительству не подчиняется: "Учитывая, что у нашего ЦБ по Конституции особый статус, на первых порах можно было бы выделить внутри ЦБ структуру, отвечающую за надзор, а остальные сектора финансового рынка поручить независимому коллегиальному органу наподобие американской ФРС или российской Счетной палаты, который будет формироваться основными участниками рынка и публично согласовывать их интересы". По данным правительственных источников "Газеты", предложение Шохина понравилось премьеру.

Кроме того, на проработку отправлен правительством и вопрос о выходе Центробанка из капитала ММВБ и Сбербанка. И Минфин, и МЭРТ не сомневаются, что этот выход состоится, весь вопрос в сроках. Как отмечает Алексей Кудрин, пока длится нынешний "переходный период", ЦБ не лишится своей доли в Сбербанке. А по словам Грефа, из капитала Сбербанка государство сможет выйти не раньше 2007 года, после того, как будет реализована программа по гарантированию вкладов граждан ("НГ").

Согласованные предложения МЭРТ, Минфина и ЦБ по поводу целесообразности участия Центробанка в капитале ММВБ должны быть представлены в правительство до 20 января. На самой бирже вчера так прокомментировали свою позицию. "Во-первых, тема выхода Банка России из капитала ММВБ не является новой, к тому же конкретные предложения еще не представлены, - заявил газете "Время новостей" директор по связям с общественностью ММВБ Алексей Герасюк. - Во-вторых, ЦБ является учредителем биржи и гарантом стабильности и прозрачности системы торговли ценными бумагами и валютой. Поэтому мы надеемся, что решение данного вопроса будет осуществляться с учетом необходимости сохранения и развития эффективной системы организованного финансового рынка. ММВБ считает, что для скорейшего развития рынка необходима комплексная госпрограмма, а участие или неучастие Центробанка в капитале биржи - лишь небольшая часть этого вопроса".

Первый зампред Центробанка Олег Вьюгин считает, что предложения о выходе Банка России из капитала ММВБ могут быть инициированы сторонниками утопической пока идеи конкурентоспособности российских бирж. "Мы не видим сейчас, чтобы участники рынка вкладывали серьезные деньги в развитие бирж. Я думаю, что участие ЦБ в капитале ММВБ позволяет создать действительно прозрачную систему торговли госбумагами и валютой. Когда понятен механизм ценообразования, манипуляции практически невозможны, - сказал представитель главного акционера биржи в интервью Интерфаксу. - Манипулировать может ЦБ, но мы и говорим, что мы занимаемся управлением курсом, то есть мы воздействуем на курс, и биржа является для нас инструментом такого воздействия. Сказать, что это неправильно, никто не может" ("ВН").

Шоу-бизнес в Telegram