Как нужно вести переговоры?

В операции по освобождению заложников огромную роль играют специалисты-переговорщики. Их основная задача – с наименьшим ущербом для обеих сторон убедить террористов отпустить заложников. Есть несколько принципов, которым следует опытный переговорщик. Главный из них - ни в коем случае нельзя говорить террористам "нет". Необходимо убедить их в том, что их действия воспринимаются серьезно. В большинстве случаев именно от переговорщиков во многом зависит, как поведут себя террористы. Если специалистам удастся найти подход к террористам, операция, скорее всего пройдет успешно.

Как утверждают сами переговорщики, главное – расшифровать "психологический код" преступников. После этого уже в течение часа можно предсказать дальнейшее поведение террористов. С помощью специальных переговорных методик делается все, чтобы запрограммировать террориста и направить ситуацию в нужное русло.

"До тех пор пока операция по освобождению зрителей “Норд-Оста” до конца не разрешена, никто не скажет, как в данный момент действуют переговорщики “Альфы”, — сказал в интервью "Московскому Комсомольцу" один из специалистов другого элитного российского спецподразделения, сам не раз принимавший участие в разрешении подобных ситуаций. — Хотя в принципе, за редким исключением, алгоритм действий террористов всегда одинаков. Они, как и самоубийцы, внутренне готовы к смерти, и поэтому их поведение можно прогнозировать. Главное, что сейчас требуется от переговорщиков, — сохранять спокойствие и ни в коем случае не говорить террористам “нет”.

Не нужно задавать пустых вопросов, чтобы не получить пустых ответов. Вообще сейчас их главная задача — “замылить” террористам глаза, чтобы у них сложилось впечатление, что их воспринимают очень серьезно и в разрешении конфликта уже достигнут определенный прогресс. При этом нужно помнить, что любое неосторожное слово, неправильное движение со стороны наших спецслужб — и ситуация пойдет по трагическому сценарию.

Помещение ДК страшно неудобно для штурма. К тому же ситуация осложнена огромным количеством заложников и самих террористов. При таких исходных данных без жертв никак не обойтись. И командирам, отвечающим за эту операцию, отдать приказ о штурме будет очень нелегко. Мало кто захочет брать такой грех на душу. Поэтому сейчас, как ни крути, исход освобождения зависит именно от переговорщиков — смогут ли они “подавить” террористов интеллектом, внутренней силой, найдут ли нужные слова и дадут ли им такие гарантии, которые бы не допустили кровопролития".

Свой прогноз развития ситуации предоставил психотерапевт, заведующий кризисным отделением ГКБ №20 Вадим Гилод. По его словам, для идейного самоубийцы смерть — это всего лишь "переход в лучший мир". "Чем эффектнее будет теракт, - говорит Гилод, - тем больше шансов попасть в рай. Поэтому угрозы боевиков взорвать ДК с психологической точки зрения очень серьезны. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что чеченские боевики — амбициозны, любят эффектные действия, сейчас они упиваются своей властью, тем, что внимание всей России и даже других стран приковано к ним".

Однако, по мнению психотерапевта, шансы для переговоров есть всегда. У любого человека, даже у того, кто говорит, что хочет умереть, желание жить сильнее всего, поэтому даже в самый последний момент остается путь для отступления. "Желание жить сильнее желания умереть, даже если террорист сам об этом не догадывается, - говорит Вадим Гилод. - И в переговорах нужно использовать любую ниточку, любую зацепку, чтобы установить психологическую связь".

При этом психотерапевт предупреждает, что воздействовать лучше на мужчин, поскольку в этой ситуации женщины ведут себя гораздо более жестоко, чем мужчины.

"Террористы — люди психически ненормальные, - говорит врач. - У них явное расстройство личности, плюс они находятся в состоянии сильного стресса, поэтому надеяться на адекватные действия не приходится. Спровоцировать террористов на жестокость, агрессию может любое неосторожное слово или движение заложников, нажать на детонатор могут просто от испуга".

По мнению психолога, переговоры с террористами следует вести спокойно и уверенно. Нельзя уговаривать преступников, поскольку это проявление слабости, но нельзя и выдвигать ультиматумы. Угрозы не помогут, говорит врач. "Нужно воздействовать на их инстинкт самосохранения, как бы он ни был подавлен фанатизмом. Если даже один из этих камикадзе захочет жить и начнет сотрудничать с властями, это уже будет большой победой. В общем, переговоры нужно вести не останавливаясь — шанс на успех есть всегда".

Телефон круглосуточной "горячей линии" психологической помощи 924-60-01.

Шоу-бизнес в Telegram