Эду
ард Лимонов, как известная пушкинская старуха, не хочет больше быть "гламурным фашистом", а хочет быть "авангардным революционером". Для этого лидер нацболов уже устроил ряд показательных акций.
Лимонов активно братается с либеральными политиками –
Михаилом Касьяновым и Гарри Каспаровым и пишет установочные тексты, объясняющие миру, что он никогда не требовал очистить Россию от нерусских.
Лидеру нацболов не нравится быть фашистом
Кто спорит – "НБП" авторский арт-проект Эдуарда Лимонова. Раньше он одевал свою организацию в брутальные черные одежды и ботинки на толстой подошве, теперь нацболы будут обряжены в деловые костюмы. Раньше в моде были выкрики "Сталин, Берия, ГУЛАГ!" и "Россия для русских", теперь актуальны политкорректность.
И Лимонов, как человек творческий, как создатель мифов и красивых историй для завлечения неблагополучных подростков, предпринял ребрендинг несуществующей партии национал-большевиков.
Оказывается, знаменитый лозунг про ГУЛАГ, прочно ассоциирующийся с национал-большевиками, никогда не был частью идеологии нацболов. Да они – по версии Лимонова – никакого отношения к этому лозунгу не имеют. "Эта (речевка – ред.) родилась не у нас, рождена народом", - утверждает Лимонов. "И якобы лозунг НБП – "Россия для русских". Наглая ложь, никогда, никогда, никогда этот лозунг не появлялся у НБП, - оправдывается Лимонов, при этом оговариваясь, - И мне не за что оправдываться".
Лимонов, так и продолжит играть в свою игру, то исполняя роль литератора, то экстремиста, а то и респектабельного прозападника
И русского фашизма, по новой теории лидера национал-большевиков, тоже не существует. Его придумал Кремль, чтобы оправдать репрессии против нацболов. Потом Лимонов, видимо, вспоминает некоторые факты из истории своего проекта, которые сложно обелить, и признает, что "единственным крайне правым, более или менее подходящим под определение "фашист", да и то не во всем, был в НБП Александр Дугин, ушедший из НБП в 1998 году".
То есть нет Дугина – нет у нацболов фашизма, а все действия, все высказывания и вскидывание рук в фашистском приветствии, которые наблюдатели могли заметить за нацболами гораздо позже 1998 года – так это все обман зрения, мираж, галлюцинация. Или – на крайний случай – провокации спецслужб.
Видимо, именно спецслужбы выложили на сайт нацболов в рубрике "Библиотека НБП" текст книги Бенито Муссолини "Доктрина фашизма", которую там может прочитать любой желающий. Или это нам просто кажется.
Лимонов обманул ожидания нацболов
Отказавшись от национального радикализма, Лимонов еще не успел предложить новую идеологию, которую теперь будет отстаивать его "партия". Вероятно, теперь лимоновцы будут позиционировать себя как "массовка в аренду под политические проекты. Дорого. Гламурно".
"В РФ есть единственная политическая организация, способная стать авангардом движения за революционные изменения: это НБП. У других оппозиционных групп есть умные лидеры, яркие личности, у иных даже есть деньги, но кадры есть только у НБП", - здесь Лимонов, по сути, намеренно или ненамеренно проговорился о том, какое место он отводит своей партии на общеполитической арене современной России. Это место под "умным лидером" оппозиции, у которого есть деньги, но нет "кадров", то есть нет бойцов, способных по первому требованию атаковать выбранную цель.
Кто этот "умный лидер", под чьи политические проекты Лимонов намерен отдать свою массовку, стало понятно, когда национал-большевики приняли участие в конференции "Другой России". Лидер нацболов подписался под участием в либерально-националистической оппозиции, куда для остроты включили и лимоновцев и "Трудовую Россию" Виктора Анпилова. Видимо, роль маргинального лица объединенной оппозиции досталась все же Анпилову. А Лимонову пришлось изобретать и продвигать в массы новый имидж. Судя по всему, чтобы находиться рядом с Каспаровым, а тем более Касьяновым, которому дружба с нацболами совсем не к лицу, Лимонову придется подправить свою репутацию и придать благообразности своим бойцам. Однако и это не на долго: как только экстремизм снова войдет в моду, Лимонов вновь вернется к отброшенным сегодня лозунгам.
Вот только примут ли новые правила игры сами бойцы, которые пошли за Лимоновым, впечатлившись рассказами о захватах заводов и судов, обещаниями борьбы и национальным радикализмом? Ведь подросткам, у которых в крови кипит желание помахать кулаками, не объяснишь, что политическая конъюнктура требует отказаться от лозунга "Россия для русских!".
Лимонов и террористы
Чтобы стать полноценным участником политического процесса, лимоновцы должны участвовать в выборах. А для этого партию требуется зарегистрировать. Российский Минюст уже не раз отказывал Лимонову в легализации его партии, а многочисленные суды только подтвердили позицию Минюста. Как последний шанс выбран Страсбургский суд, куда была подана жалоба на "гонение" нацболов со стороны российского правосудия и регистрирующих органов.
Для придания своему облику максимально пострадавшего вида, Лимонов вновь достает свою визитную карточку – десятки молодых людей, осужденных за экстремистские акции, организованные национал-большевиками.
"Мы имеем право на внимание народа. Мы заслужили внимание народа как никто. Мы – репрессируемая партия", - утверждает Лимонов. Лидер нацболов буквально требует, чтобы на следующих выборах его партия, которая партией не является, значилась в избирательных бюллетенях. По мнению Лимонова, национал-большевики заслужили это право на баррикадах.
#{more}О том, что за возможность произносить эти громкие слова Лимонов заплатил свободой своих молодых бойцов, у нацболов говорить не принято. Они – вынужденная жертва, принесенная на алтарь славы Эдуарда Лимонова. "В тюрьмах и лагерях на сегодня есть только одна более многочисленная, чем нацболы, группа: это чеченские боевики", - с гордостью признает Лимонов.
При этом он не стал развивать эту провокационную мысль, поэтому осталось не ясным – то ли чеченским террористам, по праву большинства, тоже положено место в бюллетенях, то ли главный нацбол таким образом хотел подчеркнуть, что и его подопечные, и террористы являются политзаключенными и репрессированными. В любом случае, Лимонов не без основания ассоциирует себя с боевиками. Хотя это высказывание плохо укладывается в новый имидж лимновцев.
Легко ли отмыть нацбола от устойчивых ассоциаций с национализмом и экстремизмом, покажет время. Однако вероятнее всего, маргинальная политика потеряет одного из самых ярких персонажей, а вот респектабельная политика, куда так стремится главный нацбол, ничего не приобретет. Сам же Лимонов, так и продолжит играть в свою игру, то исполняя роль литератора, то экстремиста, а то и респектабельного прозападника. Главное во время этой игры не запутаться в масках и окончательно не растерять свою паству.