Миронов создал призрака

Нед
авно созданная партия "Справедливая Россия" - одна из главных интриг 2006 года. Ее лидеры обещают стать второй по величине партией всего за год до выборов в Госдуму-2007. Однако несмотря на колоссальную пиар-активность они так и не могут похвастать реальными достижениями в уходящем году. Что ждет новую партию, успех или провал?

Неожиданные амбиции

Журналисты их в шутку называют "эсерами" от аббревиатуры СР – "Справедливая Россия". Но если эсеры начала ХХ века заработали черную славу терактами и убийствами "во имя революции", то "эсеры" Сергея Миронова демонстрируют противоположную крайность – они вообще ничем себя не проявляют. Их как будто нет. Для партии это нонсенс. Ясно, что если все так и будет продолжаться, эту партию ждет печальный финал. Причем в самом скором будущем.

Многих партийцев не покидает ощущение, что в условиях хаоса все кулуарно играют против всех

Считается, что ключевая проблема новой партии – крайне невнятная идеология. Подобная проблема была у предыдущего проекта Сергея Миронова – "Партии жизни". Показателен ее провал на выборах в Мосгордуму год назад: по некоторым оценкам, в кампанию было вложено около 25 миллионов долларов, но получен унизительный результат – всего 4,7%. Что же ждет новую партию? Мечтать о будущих победах, мягко говоря, преждевременно. Вопрос, скорее, в том, сможет ли она перешагнуть 7%-й порог или хотя бы достойно проиграть думские выборы. Сам спикер Совета Федерации вносит не столько ясность, сколько путаницу. Недавно он заявил: "Мы создали партию большинства, потому что наша партия будет защищать человека труда". Журналисты с улыбкой отметили, что с аналогичным успехом можно сказать, что новая партия – вообще партия доминирующая в природе, потому что она будет защищать интересы всех живых людей. Впрочем, самое смешное из сказанного лидером "Справедливой России" – обещание не только "поддерживать курс президента", но и "никому не позволить после 2008 года свернуть с этого курса". Но для того, чтобы что-то позволить или не позволить, нужно, как минимум, реально существовать и иметь вес. Чего о новой партии не скажешь.

Разложение при слиянии

Казалось бы, что проще – сложить ресурсы трех партий, слив их в одну, и получить крепкую политструктуру? На практике все гораздо сложнее. Ситуация с построением "Справедливой России" напоминает анекдот про скрещивание ежа с ужом, дающее в результате несколько метров колючей проволоки. На входе имеем слишком разнородную электоральную базу плюс личные амбиции лидеров региональных ячеек. В итоге – склоки и повсеместный паралич партии. Процесс слияния "Партии жизни", "Родины" и Партии пенсионеров в единую структуру напоминает театр военных действий. В Екатеринбурге "эсер"-родинец получил порцию тумаков от "эсера"-жизненца в прямом эфире. В Петербурге бывшие родинцы не пошли "под Миронова". Во многих регионах "пенсионеры" категорически отказались сливаться, не поделив руководящие посты. В Нижегородской области сорвалась объединительная конференция, потому что лидеры не поделили места. А в Татарстане "пенсионеры" вообще решили перейти в "Единую Россию", резонно посчитав ее более надежным плацдармом для серьезной политической работы. В Воронеже конфликт развивался по сценарию рейдерского захвата: две партконференции, избравшие двух руководителей, каждый из которых поливает грязью коллегу по партии. Удручающая картина складывается практически во всех регионах. С разной степенью напряженности позиционные бои внутри "Справедливой России" идут на Камчатке, на Алтае и в Северной Осетии, в Ханты-Мансийске, Волгограде, Москве, Челябинске, Липецке, Пскове, Калининграде… С начала объединения прошло около трех месяцев. За такой срок, очевидно, уже должны бы проявиться позитивные результаты. К сожалению, реальность выглядит малообнадеживающе. Сергей Миронов получил ситуацию, напоминающую гражданскую войну. В миниатюре, конечно. Зато по всей стране. По слухам из аппарата "Справедливой России", многих партийцев не покидает ощущение, что в условиях хаоса все кулуарно играют против всех. Деятели, чьи имена будут более всего связаны с партией, рискуют получить имидж могильщиков светлой мечты с соответствующим пятном на профессиональной репутации.

Фантазии и реальность

На региональных выборах в марте 2007 года "эсеры" должны хоть как-то проявить себя. Не будет впечатляющего результата – не будет и успеха на думских выборах в декабре. Однако до сих пор единственное, чем проявила себя новая партия, – пиар-активность. "Справедливая Россия" отметилась на всех телеканалах и во многих газетах. Но результат – нулевой. Рейтинг не радует. Почему? #{more}Эксперты говорят, что партия Миронова просто-напросто не существует в реальной политике. Например. Трудно представить себе политическую организацию, не проводящую публичных мероприятий. Скажем, антифашисты из движения "НАШИ", не являющиеся партией и не претендующие на непосредственное участие в выборах, запомнились гражданам эффектными и массовыми акциями. Единороссы постоянно напоминают о себе продуманными шагами. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский по-прежнему умеет собрать вокруг себя любопытствующую толпу с пользой для рейтинга. Даже деморализованные хроническими неудачами коммунисты проявляют себя, собираясь пошуметь в дни советских праздников. Наконец, даже маргиналы вроде Касьянова и Каспарова – крайне убого, но все же – пытаются привлечь внимание публичными выступлениями. А что же справедливороссы? Ни одной их масштабной акции центральные СМИ не зафиксировали. Почему? Истратили все силы и средства на выяснения отношений между собой? Или управленческая система партии не способна на качественную работу? Что-то еще? Складывается впечатление, что у Сергея Миронова нет партии. В документах Центризбиркома "Справедливая Россия" есть, в телевизионных новостях тоже есть, а в реальности – нет. Партия-призрак лишь виртуально существует в фантазиях отдельных лиц и телевизионных роликах. Но захочет ли избиратель голосовать за виртуальных героев? Это выяснится в новом 2007 году.

ДНИ в Telegram