Путин станет премьером

None

Покупка Абрамовичем хорошего жилья, предпродажная подготовка «Юганскнефтегаза» и третий срок батьки Лукашенко, – все эти известия последних дней почти затмили другое, куда более важное, событие. Несколько активных членов «Единой России» – Дима Рогозин, Вова Жириновский и еще два партийца – выдвинули идею о возврате к однопартийной политической системе в России. Иначе Россию не получится, как это однажды сказал с бумажки Владимир Путин, «сделать Россию единой, сильной». Симптомы однопартийности проявились еще и в том, что у федеральных министров вдруг появились шансы оказаться среди лучших людей страны. Они не смели и хотеть оказаться в «Единой России», но менеджмент партии сказал: надо.

Партийный контроль

Делать пламенных партийцев из федеральных министров – идиотизм. Они и так пилят в рамках дозволенного, согласуя действия в тех же кабинетах, что и придаток администрации президента под названием «Единая Россия». Так что можно сказать, министры и так в партии. Ну, ладно: хочет Слава Сурков пустить пыль в глаза Путину – понятно. На некоторое время и вправду приятно – вот, мол, до какой степени доведена управляемость политической системы, теперь… Что – теперь? Леша Кудрин, такой не послушный, такой склонный к неуместным репликам типа «дербанить ЮКОС нехорошо для рейтинга», теперь будет получать партийные выволочки? «Это исключительно идеологическая потребность – работать в партиях», –угадал главную потребность министров Боря Грызлов. Я так и вижу сцену в духе советского черно-белого фильма – диалог проштрафившегося министра, ну, того же Кудрина, с тем же Грызловым на собрании… Длинный стол. Тяжелые взгляды Лужкова, Шаймиева, Шойгу. С портрета молча смотрит Путин. Накурено. Тишину прерывает Грызлов: - Ты, Лешка, дурочку не валяй. Страна под руководством президента Владимира Владимировича Путина борется с международным терроризмом, политическим экстремизмом и продолжает поступательное движение к стабилизации и это… Короче, внешний долг – почему растет? Бабки вроде не занимаем, а?
- Мы признаем старые советские долги. Так принято во всем прогрессивном человечестве – свои долги признавать.
- А почему четырехпроцентный откат с признанных сумм мимо кассы идет? Партию не уважаешь? Не о людях – о себе думаешь?!
- Я… н-н-не… Я… б-больше не буду!
- Нету тебе больше веры, Леша. Подвел ты нас – всех подвел.
- Дайте мне доказать, – горячо говорит Кудрин, – исправлюсь! Жизнь положу, чтоб доказать…
- Ты у меня не то что жизнь, – зловеще произносит Грызлов, – ты у меня еще и партбилет на стол положишь!
- Партбилет? – вдруг с агрессивными нотками говорит министр. Резко кладет ребро левой ладони на локтевой сгиб правой руки, – А вот это ты видел?! …Ладно, хватит ерничать. Констатирую факт: по мере вступления министров в «Единую Россию» (или кто-то вступит в СПС или ЛДПР?) ответственность за действия правительства будет ложиться на эту партию. Это нехорошо. Раньше сладенький Слава Володин мог легко отрабатывать телевизионную заботу о народе – например, типа жестко требовать от правительства прибавки к минимальной зарплате (на заранее согласованные с правительством сто рублей), а потом в программе «Время» рассказывать о сопротивлении бездушных чиновников Минфина, которое, слава богу, удалось преодолеть. Теперь этого сиропа на экране не будет – чиновники более не бездушные, а партийные. Впрочем, на Старой площади могут одуматься и порекомендовать министрам не пользоваться партийным опционом. Сережа Миронов и Дима Рогозин не побоялись типа оппонировать Кремлю, высказав свои весомые мнения. Оказывается, формировать правительство лучше всего не по партийному, а по профессиональному признаку. При этом Миронов, не мигая своим пластмассовым взором, пояснил, что так делать надо до тех пор, «пока [у партии] не хватит профессионалов для всех направлений работы правительства». А я думал, у них в «Единой России» интеллектуалы и профи преобладают…

Размер имеет значение

Теперь о главном. Президент руками четырех депутатов внес на обсуждение в Думе законопроект, предусматривающий резкое ужесточение количественных требований к политическим партиям. Общественное объединение, чтобы называться партией и иметь возможность участвовать в большой политике, должно будет иметь, как минимум, не 10 тысяч, как сейчас, а 50 тысяч членов. При этом оно должно заметнее присутствовать в каждом регионе: минимум по 500 человек, по крайней мере, в половине субъектов федерации и по 250 в остальных регионах. Кроме того, Дима Рогозин предложил запретить партиям объединяться в предвыборные блоки – это «дает возможность всяким политическим прохиндеям и махинаторам из двух партий… формировать блок, который берет на себя некоторое название». То ли дело партия Димы, взявшая на себя некоторое название «Родина». Кремлевские идеи, что ретранслирует вслух Дима Рогозин, изначально – весной – содержали более суровые требования: например, по численности партий – не менее 100 тысяч членов. Но Слава Сурков очень хотел сымитировать инициативу всех думских партий, а коммунисты не соглашались подписываться под малявой (бонусов не выходило), и чтобы их уговорить, планка была снижена. В итоге обошлись без коммунистов – они все-таки отказались подыграть Кремлю. Еще в августе Дима сказал, что у «Родины» «есть шанс стать второй партией», и это нужно «для того, чтобы если маятник качнется из правого угла в левый, там были не какие-то дикобразы, желающие разграбить страну». Таким образом, Сурков всерьез собирается делать из Рогозина де-факто левое крыло «Единой России». Разумеется, оно будет окрашено в грозные красные цвета и называться, как сейчас, «Родина». Но, учитывая подконтрольность «Родины» Суркову, ясно, что «Единая Россия» и «Родина» – две части одного целого. В дальнейшем по тексту я буду называть эту субстанцию партией «Единственная Россия». Она в самом деле единственная. Ведь других не будет.

Мутанты

С коммунистами вся ясно – вымирают. Их нишу в обозримом будущем займут такие бизнес-проекты, как Народная партия, Партия жизни, Аграрная партия, а также, возможно, Партия пенсионеров. Хозяин последней, правильный челябинский парень Валера Гартунг, сейчас занят ее раскруткой; молодец – электорат надо подбирать по мере распада КПРФ. У яблочников ситуация похожая на КПРФ: они вместе с правыми в обозримом будущем будут устраивать пикеты «Россия без Путина» и даже что-нибудь где-нибудь взрывать, но в Думу им ход заказан. Теоретически возможен другой вариант – стать декоративной оппозицией на содержании у Кремля; но это вряд ли – за оппозиционные услуги (даже вне Думы) Запад лучше заплатит. Кстати, «Яблоко» вписывается в новые требования (85 тыс. членов), чего не скажешь об СПС (35 тыс. членов). Теперь у Чубайса проблема: предстоит давать электрические деньги на работу в регионах, но как при этом не поссориться с АП, если либералы всех достали антипутинской риторикой? И только с ЛДПР все будет в порядке. Самый удачный политический бизнес-проект прекрасно вписывается в «Единственную Россию» и нужен Кремлю – иначе кто же будет отбирать голоса у кандидата «против всех»? В любом случае все эти телодвижения сводятся к борьбе за возможность обслуживать Кремль. Дима Рогозин еще крепко поругается со всякими «пенсионерами», хотя, может, и объединится с ними. Прогнозировать трудно. Хорошо бы знать абсолютно точный расклад хотя бы на сегодня. Его могла бы прояснить секретарша Славы Суркова, исходя из списка посетителей шефа. Но к ней не попасть – важный человек.

«Председатель правительства Владимир Владимирович Путин»

Если партии сливают, значит это кому-нибудь нужно. Нужно Владимиру Путину – это Сурков ему уже объяснил. Как только ограниченный список партий де-факто станет списком фракций «Единственной России», будет учреждена парламентская республика. Чтобы не париться с проектом преемника, гарантирующего всем что-нибудь, – Путин сам себе преемник. Это произойдет в начале 2007 года. В России более не будет поста президента. Владимир Путин станет премьер-министром, избранным парламентом, который избран народом, заседающим в Кремле. В Германии и Великобритании ведь живут без президентов. И мы будем – как в Великобритании. Я знаю обоснование перехода от президентской республики: Миша Фрадков облажается на всех фронтах (в первую очередь, экономических). Его позор (имидж Кириенко плюс Ельцин, телекартинки с пикетами недовольных, etc) будет транслироваться по всем каналам так, что Владимир Путин ну просто будет вынужден ударить кулаком по столу и сказать: все, братцы, я должен возглавить правительство, а то безобразие какое-то. Да и народ (в лице своих избранников) об этом настоятельно попросит. В общем, сурковское партстроительство в итоге сводится к парламентской республике с премьером Путиным. Но это только если Георгий Георгиевич Буш в декабре пройдет на второй срок. В противном случае главой России в 2008 году будет все-таки президент. Причем, по имени Миша Ходорковский. Но об этом поговорим через пару дней.

(!) Читайте свежую колонку "Политическая кухня" каждую неделю по вторникам и четвергам.

Игорь Абросимов. Пишите... ( pk@dni.ru )

ДНИ в Telegram