Привидения останутся в Москве только до мая

Фото: пресс-служба шоу "Вернувшиеся"
За встречу с ними придется выложить до 30 тысяч рублей. А живут они в особняке в центре Москвы.

В Москве набирает обороты новое увлечение – иммерсивный театр. Это модное развлечение, где дистанции между зрителем и актерами нет, где каждый становится соучастником спектакля. Здесь можно все, что строго запрещено в традиционном театре – трогать руками декорации и вступать в контакт с "реквизитом". Действие подобного спектакля развивается одновременно в разных помещениях. Зрители сами решают, куда пойти, что смотреть, в чем участвовать. Иногда они даже могут влиять на происходящее. А сюжет у них складывается из отдельных мозаичных фрагментов.

В Малом Гнездниковском переулке Москвы идет быстро ставший популярным спектакль "Черный русский" по неоконченной повести Пушкина Дубровский. Старинный особняк Спиридонова превращен в дом Троекурова. При входе зрители делятся на три группы, каждая из которых движется своим маршрутом, узнает свою историю, лишь иногда пересекаясь.

Фото: пресс-служба шоу "Вернувшиеся"
Концепция спектакля "Вернувшиеся", который считается самым модным развлечением сезона в столице, иная. Да и сделан он дороже, масштабнее и интереснее.
Фото: пресс-служба шоу "Вернувшиеся"

Дом начала XIX века на углу Зубовской площади и Дашкова переулка считается памятником архитектуры. Именно здесь в 1841—1843 годах жил директор Румянцевского музея Дашков. В 1860-х дом снимал литератор и переводчик Евгений Корш. Потом там были коммуналки, конторы, бизнес-центр. Создателям "Вернувшихся" удалось вернуть зданию "аристократическую" атмосферу. 50 комнат на четырех этажах они превратили в дом семейства Алвингов – героев пьесы Генрика Ибсена "Привидения". Вдумайтесь: полсотни комнат набиты антикварной мебелью, посудой, книгами, даже обои на стенах не "под старину", а старые. Если не знать, что ты в театре, можно решить, что попал в мемориальный дом-музей знатного семейства.
Фото: пресс-служба шоу "Вернувшиеся"
Уже по окружающей обстановке видно, что проект очень дорогой. В этих комнатах параллельно друг с другом разворачивается действо – разные сюжетные линии одной пьесы. Сюжет довольно мелодраматичен. На средства фру Элене Алвинг должен открыться приют в память о ее муже. По этому поводу приезжает пастор Мандерс. В это же время в родном доме оказывается и сын супругов Алвинг Освальд. Элен рассказывает пастору о причинах, побудивших ее к открытию приюта: ее покойный муж отнюдь не был примерным семьянином и благодетелем, а лишь пьяницей и развратником. Служащая в доме Регина Энгстран на самом деле его внебрачная дочь. А Освальд уже успел закрутить с единокровной сестрой роман.
Впрочем, фабула тут вторична, ее вообще довольно трудно уловить, ежели не знать этой некогда популярной в СССР норвежской пьесы. Важнее всего в этом шоу – внешний эффект. Здесь повсюду разворачивается мистическое действо, полное намеков и чувственных соблазнов. Вот душевая, где ты сквозь запотевшее стекло видишь, как моется обнаженный герой. Вот часовня, где бьют пастора, а горящие свечи с кафедры падают порой прямо на зрителей. Вот один из прислуги Освальдом обмазывает себя глиной.
Фото: пресс-служба шоу "Вернувшиеся"
К актерам можно подойти как угодно близко, но без их разрешения контактировать с ними запрещено. Зато если они просят, нужно активно вовлекаться в игру. Тебе протягивают кувшин с водой и просят помыть им руки. С тебя герой снимает пиджак и надевает свой. Ты видишь драку и пытаешься сам увернуться. Горничная просит помочь тебя расстегнуть ей платье. А то и вовсе целует и уводит в тайную комнатку.
Фото: пресс-служба шоу "Вернувшиеся"
Зрители ходят из комнаты в комнату на протяжении трех часов. Впрочем, войти на спектакль и покинуть его можно в любой момент. В финале же все зрители сходятся в одной комнате и раскрывается главная интрига.
Конечно, от этого шоу нельзя ждать катарсиса, как от традиционного театра, миропонимание от увиденного не изменится.
Фото: пресс-служба шоу "Вернувшиеся"

Но такой цели у создателей проекта – режиссеров Виктора Карины и Мии Занетти из нью-йоркской театральной компании Journey Lab и продюсера шоу, хореографа программы "Танцы" на ТНТ Мигеля – и не было. К "Вернувшимся" стоит относиться как эффектному аттракциону, перформансу. Ну не ждете же вы от катания на каруселях переворота сознания, в самом деле!

Фото: пресс-служба шоу "Вернувшиеся"

Это шоу стало главным событием фестиваля Нового европейского театра NET. Оценили его и зрители – билетов на спектакль не купить. Поэтому создатели решили продлить показы до мая. Тех же, кто спектакль уже видел, ждет сюрприз – в шоу открываются новые комнаты, появляются новые герои.

ДНИ в Telegram