"Проверенные" страховщики

Страховка от несчастного случая хоть и не считается в нашей стране панацеей, но обладание полисом все-таки придает немного уверенности. Застраховав предприятие, оборудование, квартиру, машину или имущество мы спим чуть лучше, не караулим ночью у окна, как в рекламе, свой автомобиль. Мы стараемся выбрать проверенные страховые компании, мы исправно платим им необходимые страховые взносы и надеемся, что при наступлении страхового случая, компания также исправно выплатит нам страховую сумму. К сожалению, нам остается на это только надеяться.

Причем, надеяться на выплату нам нужно даже тогда, когда мы застрахованы в крупной компании, одном из лидеров страхового рынка. К примеру, "Военно-страховая компания" (ВСК) с 12-летним стажем работы имеет неплохой послужной список. Причем, это отмечено не только ими самими, но и экспертами рынка. В декабре 2003 года "Страховой Дом ВСК" подтвердил наивысший национальный рейтинг А++ — "Высокий уровень надежности с позитивными перспективами", который был присвоен ВСК два года назад рейтинговым агентством "Эксперт РА". ВСК имеет более чем 300 филиалов и отделениях по всей России, а в перечень услуг компании входят 87 страховых продуктов. В общем, все условия для жизни. Кстати, именно такой слоган выбрали себе страховщики.

Застраховав в "Военно-страховой компании" имущество своего предприятия, гендиректор ЗАО "Клинский деревообрабатывающий комбинат" (КДК) господин Мелихов наверняка думал, что создал себе и комбинату все условия для жизни и развития и может спать спокойно. Он получил на развитие производства трехлетний инвестиционный кредит. Закупил производственные станки, а выпускаемая комбинатом паркетная доска из березы пользовалась огромным спросом на зарубежных рынках. Кредит был практически погашен, оставался последний транш. И жизнь бы продолжалась, пока 28 августа на комбинате не произошел пожар. Огонь практически уничтожил само здание цеха, все оборудование, готовую продукцию и сырье. Естественно, руководитель КДК обратился к своему страховщику с требованием возмещения ущерба. Однако уже месяц представители ВСК не спешат возмещать ущерб – 10 миллионов рублей.

Сначала представители компании ждали результаты пожарной экспертизы: вдруг это был умышленный поджог с целью получить со страховщика деньги. Но надежды ВСК не оправдались - пожарные установили, что причиной возникновения огня стало короткое замыкание проводки, то есть наступил страховой случай, о чем прямо прописано в страховом полисе. Тогда страховщики стали требовать с КДК документы. Причем, как говорит корреспонденту Дней.Ру юрист адвокатского бюро "Князев и партнеры" Евгения Мартынова (представляет интересы Клинского комбината), ВСК требует совершенно "ненужные" для выплаты страхового случая бумаги. В частности, страховщики попросили таможенные накладные, чтобы узнать стоимость уничтоженного пожаром оборудования, хотя в страховом полисе прописана конкретная сумма, на которую они застрахованы, поэтому цена станков не играет никакой роли. "Также от нас попросили оригиналы, а не копии заключения пожарной экспертизы. Оригиналы хранятся у пожарных, а не у нас. Потом ВСК попросила предоставить ей бухгалтерские документы, относящиеся к экономической деятельности предприятия", - возмущается юрист Евгения Мартынова. Но больше всего адвокатов поразило требование страховщиков предоставить им технические документы на станки, которые стояли в сгоревшем цехе. Описание одного станка занимает 300 машинописных листов на английском языке. "Зачем им это надо? - спрашивает юрист. – Но представители ВСК говорят, что их юридическая служба хочет внимательно изучить все бумаги".

Евгения Мартынова заверила, что если до 10 октября ВСК не выплатит страховую сумму, дело перенесется в суд. Кстати, по словам юриста, сами страховщики этого не хотят, так как дело может вызвать скандал и нанести серьезный ущерб по репутации страховой компании. Юристы уверены в своей правоте. "В Гражданском кодексе есть статья, по которой страхователь обязан предоставить все документы страховщику после выплаты страховой премии. А уже страховая компания по этим документам должна требовать с виновного лица возмещение своих убытков", - говорит Мартынова.

А пока юристы КДК и страховой компании спорят кто прав, предприятие стоит. Несколько десятков человек, работающих в этом цехе, руководство комбината отправило в вынужденный отпуск. А убытки КДК за этот месяц простоя исчисляется несколькими миллионами рублей. Кстати, возмещение этих сумм адвокаты комбината также намерены требовать с ВСК.

Евгения Мартынова говорит, что по долгу ее работы, она все чаще убеждается, что "лучше иметь дело с западными страховщиками, а не с российскими". Очевидно, мы обречены на "совковый" сервис – все хотят только содрать денег с клиентов, а когда приходит время платить по страховым случаям – находится сотня отговорок и всевозможных причин затягивания выплат.

Специалист претензионного отдела страховой компании AIG-Россия Владимир Матвеев считает, случай с ВСК распространенной практикой. Как страхователи, так и страховщики – очень изобретательные люди, но затягивать процесс выплат страховой компании не выгодно, так как заявленная страховая сумма кладется в резерв и компания уже не может проводить с ней какие-либо операции. "Случай ВСК и КДК нужно изучать более досконально, возможно, что ВСК, требуя от комбината документы, не относящиеся непосредственно к объекту страхования, надеются либо снизить страховую сумму, либо найти причину, по которой выплату можно отменить, к примеру, с учетом амортизации станки потеряли свою стоимость, или может их реальная стоимость не соответствует заявленной", - считает Матвеев.

В ВСК также уверены в своей правоте. Специалист центра урегулирования претензий компании Алексей Штанько сказал, что никакого конфликта ВСК и КДК нет – "идет абсолютно законное изучение документов". А руководитель единого центра ВСК по урегулированию претензий Московского региона Владимир Жогов заверил, что речь абсолютно не идет о том "должны мы платить или не должны". Юристы ВСК просто хотят выяснить все обстоятельства, при которых возник пожар, тем самым можно будет понять – страховой это случай или нет. И только потом комиссия компании будет решать вопрос о выплатах.

В общем, вопросов больше, чем ответов. Имущество Клинского комбината было застраховано в том числе и от пожара, представители пожарных установили, что умышленного поджога не было, а юристы ВСК все еще не решили - страховой это случай или нет? И как долго они это будут решать? А пока они это выясняют, кто будет платить зарплату работникам предприятия, пока они в вынужденном отпуске? Кто покроет убытки, связанные с простоем предприятия? И более того, сколько времени будет ждать банк, когда КДК покроет свой кредит? Но очевидно руководство ВСК эти вопросы не волнуют. Главное решить - платить ли и если да, то сколько?

ДНИ в Telegram