Виртуальное страхование

Аналитики ОФГ обнаружили, что 64% страхового рынка приходится на финансовые схемы. Из-за этого российский страховой бизнес пока выглядит непривлекательно. В Объединенной финансовой группе ждут, что ситуация выправится только через 7-8 лет, когда наш рынок достигнет уровня стран Восточной Европы, пишут «Ведомости». Сами страховщики так далеко просто не заглядывают. На днях ОФГ обнародовала второй ежегодный отчет “Рынок страхования России в 2003 и в будущем”. ОФГ — единственная инвесткомпания, которая проводит такое исследование.

Как указано в отчете, из собранных страховщиками в 2003 году $14,1 мллиардов взносов лишь $5,08 миллиардов (36%) пришлось на реальное страхование (ОФГ использовала курс 30,66 рубля за доллар). Из этой суммы по рисковым видам страхования без учета страхования жизни было собрано $4,97 миллиардов, а по страхованию жизни — всего $115 миллионов. То есть доля финансовых схем на рынке составляет 64%, в частности, в страховании имущества юрлиц — около 37%, в добровольном медицинском страховании — чуть больше 35%, в страховании грузов — почти 40%, в страховании жизни — 99%. “Мы не склонны принимать за чистую монету заявления некоторых компаний о том, что в прошлом году продажи полисов реального страхования жизни позволили им собрать более $20 миллионов страховых взносов. Наше мнение основано на отсутствии необходимых для обеспечения таких сборов агентских сетей продаж и рекламных кампаний”, — пишут эксперты ОФГ. Названия компаний, которым не верит группа, не приводятся.

При этом ОФГ считает, что около 50% рынка страхования жизни приходится на “Росгосстрах” ($32 миллиона, рост 53%) и AIG Life ($23 миллиона, рост 66%). По данным ОФГ, некоторые компании, избегавшие использования серых схем в 2002 году, вернулись к ним в 2003-м.

Вне подозрений ОФГ оказались только автострахование — ОСАГО и автокаско. Зато, по расчетам ОФГ, в ближайшие 10-12 лет реальное страхование жизни в России будет расти очень быстро — в среднем на 44,6% в год. В этом случае через 12 лет объем рынка “жизни” достигнет $37,8 миллиардов против нынешних $115 миллионов.

Как полагает аналитик ОФГ Илан Рубин, к 2016 году весь остальной рынок без учета схем увеличится с нынешних $4,97 миллиардов до $35,9 миллиардов со средним ростом в год на 15,2%. При этом структура российского рынка страхования “не жизни” в 2011 году будет соответствовать рынкам стран Восточной Европы. Группа прогнозирует рост доли страхования автогражданки в совокупной премии с нынешних 18,9% до 26%, каско автомобилей — с 16,4% до 24,5%, имущества граждан — с 3,4% до 7%. Именно эти виды страхования составляют основу рынка в Венгрии и Чехии. По итогам 2003 года, например, в Чехии автокаско занимало 21,2% рынка “не жизни”, страхование автогражданской ответственности — 31,8%, имущества физлиц — 6,9%. А доля страхования имущества юрлиц, грузов, добровольного медицинского страхования должна снизиться, как и в этих странах.

Страховщики считают оценку ОФГ текущей ситуации адекватной. Руководитель центра стратегических исследований “Росгосстраха” Алексей Зубец признает, что в России наблюдается один из самых высоких уровней использования схем в Восточной Европе. В мае этого года гендиректор “РОСНО” Леонид Меламед оценивал долю схем в личном страховании и страховании имущества в 35%.

А вот к прогнозам ОФГ страховщики относятся скептически. Они вообще предпочитают далеко не заглядывать. “Все разговоры о том, что будет через 10 лет, сомнительны. Прогнозировать что-то с погрешностью в 10-15% в нашей стране можно на 2-3 года”, — считает Зубец из “Росгосстраха”. По его мнению, рынок страхования “не жизни” приближается к насыщению и будет расти темпами роста ВВП — в среднем по 6% в год. По словам начальника центра стратегического анализа “Ингосстраха” Эдгара Плескановского, его компания ограничивалась прогнозом развития рынка только до 2007 года. К этому времени сборы по страхованию “не жизни” составят $17 иллиардов, правда, “Ингосстрах” не вычитал из этой суммы серые схемы, как ОФГ. По оценкам ОФГ, объем чистого рынка “не жизни” в 2007 году достигнет сопоставимого уровня — $13,1 миллиард. Если верить аналогичному исследованию “РОСНО”, в 2007 году страховщики соберут около $9,5 миллиардов без учета схем.

Рынок страхования жизни к 2007 году ОФГ оценивает в $856 миллионов. Прогнозы самих страховщиков ниже: “Ингосстрах” оценивает рынок “жизни” в 2007 году в $400-450 миллионов, оценка “РОСНО” еще скромнее — $340 миллионов. Не согласны страховщики и с оценкой структуры рынка в 2011 году. Плескановскому неясна причина ожидаемого ОФГ роста доли ОСАГО ($9,3 миллиардов в 2016 году): по его мнению, здесь прирост возможен за счет расширения автопарка, которое не будет настолько большим. Изменения в законодательстве, по его мнению, могут внести еще больше нестабильности. К примеру, предполагаемое введение полиса ОСАГО “выходного дня” сократит сбор страховой премии на 10-20%, считает он. Зато эксперты сходятся с ОФГ в прогнозе увеличения доли страхования каско автомобилей. По словам Зубца — за счет роста числа клиентов и обновления парка автотранспорта. “Каско действительно будет расти наиболее динамично”, — говорит Плескановский, добавляя, что рост все же будет корректироваться некоторым снижением тарифов из-за усиления конкуренции.

Шоу-бизнес в Telegram